Структура, содержание разделов и последовательность разработки бизнес-плана
На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Он составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект.
После титульного листа следует оглавление - формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Бизнес-план может содержать аннотацию, в которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5-2 страницы). Аннотация может быть оформлена в следующей последовательности: предприятие; адрес; телефон, факс; руководитель предприятия; суть предполагаемого проекта и место реализации; результат реализации проекта; необходимые финансовые ресурсы; срок окупаемости проекта; ожидаемая среднегодовая прибыль; предполагаемая форма и условия участия инвестора; возможные гарантии по возврату инвестиций.
Во введении указываются задачи составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован.
Резюме (концепция бизнеса) - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, то есть информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.
В резюме указываются: возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона; необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные); возможный срок возврата заемных средств; ожидаемая прибыль и ее распределение; условия инвестирования. Резюме должно содержать главную цель предполагаемого бизнеса и назначение разрабатываемого бизнес-плана.
Помимо выделения главной цели (целей) бизнес-плана, указывается, для кого он предназначен: для потенциального инвестора или кредитора; возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей; руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации); государственных или муниципальных органов власти (с целью получения поддержки).
. Описание предприятия и отрасли
Данный раздел содержит основные сведения о предприятии и сфере его деятельности. Здесь находят отражение главные события, повлиявшие на появление идей предполагаемого бизнеса, а также главные проблемы, стоящие перед организацией в настоящее время. Оценивается практическое положение предприятия на рынке, указываются направления его развития на перспективу. Для этого надо указать: когда предприятие создано, для какой цели, т.е. для выпуска какой продукции; форма собственности на землю и здание, организационно-правовая форма; где предприятие расположено: в крупном городе или районе, какой регион обслуживает; в каком здании размещается производство: приспособленном, ветхом, новом; площадь помещений и участка; тип производства, характер выпускаемой продукции; производственная мощность, уровень ее использования; численность работников, их квалификация; основные заказчики; имеет ли предприятие стабильных клиентов, соотношение крупных и мелких заказчиков по числу и объему заказов; основные поставщики материалов.
Описание отрасли должно включать в себя следующую информацию: определение экономического сектора отрасли (производство, услуги и т.п.); перечень основной продукции и услуг, предлагаемых предприятиями данной отрасли промышленности; влияние сезонности на объем реализации; географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный); описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие; характеристика имеющихся основных клиентов; характеристика потенциальных клиентов; наиболее перспективные клиенты (указать в порядке убывания спроса на продукцию и услуги); общий объем продаж по отрасли и тенденции изменения рынка.
Обычно заканчивается раздел формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса.
3. Характеристика объекта бизнеса организации
В разделе бизнес-плана «Характеристика объекта бизнеса организации» дается описание продукции предприятия с позиций потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели; внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; показатели экспорта и его возможности; основные направления совершенствования продукции; возможные ключевые факторы успеха.
Основное назначение товара - удовлетворение потребностей клиента фирмы. Поэтому в бизнес-плане отражаются область применения, перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара.