Пути оптимизации финансовых показателей предприятия
От любого аналитика требуется не только выполнение анализа и грамотное представление результатов, но и формулировка на их основе рекомендаций по улучшению показателей и качественных характеристик, анализируемого объекта.
Данные финансового анализа, основанные на анализе отчетности организации позволяет обратить внимание на проблемные места в деятельности организации. Таким образом, главное назначение финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты и находить пути улучшения характеризуемого показателя, в случае его неудовлетворительного состояния.
Проанализировав имущественное положение ООО «Минимаркет», следует наметить мероприятия по его улучшению:
. Необходимо увеличить размер абсолютно-ликвидных активов, то есть суммы денежных средств. В 2007 г. эта нехватка составила 7389 тыс. руб., 2009 - 4079 тыс. руб. В случае ООО «Минимаркет» величина абсолютноликвидных активов - денежных средств составила 0,1 и 2,9% от суммы краткосрочных обязательств в 2005 и 2007 гг. соответственно. Можно провести следующие мероприятия по ускорению привлечения денежных средств:
- Обеспечение частичной или полной предоплаты за продукцию, пользующуюся большим спросом на рынке.
Сокращение сроков предоставления товарного кредита покупателям.
Увеличение размера ценовых скидок при реализации продукции за наличный расчет.
Ускорение инкассации просроченной дебиторской задолженности.
Увеличение по согласованности с поставщиком сроков предоставления товарного кредита.
Приобретение долгосрочных активов на условиях лизинга.
Реструктуризация полученных кредитов путем перевода долгосрочных в краткосрочные.
Продажа или сдача в аренду неиспользуемых основных средств.
Снижение суммы постоянных издержек предприятия и уровня переменных издержек.
- Проведение эффективной налоговой политики.
Использование метода ускоренной амортизации.
2.Уменьшить затраты в незавершенном производстве и снизить размеры будущих периодов.
удельный вес запасов и затрат в общей сумме имущества предприятия составил в 2007 г. 35%; 2008 г. - 39 и в 2009 г. 48,3%, т.е. является самым большим, при этом прослеживается четкая тенденция к его росту;
такая величина запасов символизирует отвлечение средств из оборота предприятия в более низколиквидную форму, чем например краткосрочные финансовые вложения (а их величина уменьшается), тем более учитывая специфику деятельности ООО «Минимаркет» (производство и реализация продуктов питания) есть повод насторожиться по поводу сроков хранения, поскольку большая часть сырья достаточно скоропортящаяся.
. Привлечение заемных средств в оборот предприятия, явление нормальное, содействующее улучшению финансового состояния, но при условии, что эти средства своевременно возвращаются. В тоже время, если средства организации созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то финансовое положение будет неустойчивым. В нашем случае заемные средства в 16 раз превышают собственные, а также значительно возросла сумма кредиторской задолженности.
Соотношение собственного и заемного капитала было вполне приемлемым на протяжении всего исследуемого периода - удельный вес собственного капитала составлял в 2007 г. - 49%, 2008 г. - 69,6%, 2009 г. - 51%, что говорит о финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.
Краткосрочные обязательства в 2009 г. выросли по сравнению с 2007 г. на 16612 тыс. руб. или почти в 3 раза, что произошло в результате получения предприятием кредита в сумме 20000 тыс. руб., т.к. кредиторская задолженность снизилась на 3203 тыс. руб. В результате этих изменений вырос удельный вес задолженности по займам и кредитам в 2009 г. до 77% от общей суммы источников финансирования и соответственно уменьшился удельный вес прочих краткосрочных обязательств с 84 до 16%.
Для снижения доли заемных средств и кредиторской задолженности необходимо: