Анализ опыта формирования корпоративной культуры в компании "TOYOTA"
Заключение
Корпоративная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в ней моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.
Естественно, что корпоративная культура не приносит доход и прибыль сама по себе, хотя привычка каждое утро вставать утром и идти работать - это тоже культурная характеристика. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.
В то же время, вряд ли кто станет спорить с тем, что сплоченная и стремящаяся к единой цели команда, способна решать поставленные перед ней задачи с гораздо большим энтузиазмом и, как следствие, эффективностью, чем разрозненный коллектив работников.
Эффективная корпоративная культура - самый действенный способ разгрузить руководителя. Она, лучше при участии коллектива, задает долговременную цель существования организации, создает корпоративные стандарты, которых необходимо придерживаться для эффективного достижения этой цели, убеждает в правильности этих целей и стандартов сотрудников организации и, наконец, внедряет механизм передачи (транслирования) этих корпоративных ценностей.
На мой взгляд, наиболее удачно с формированием корпоративной культурой и донесением ее до своих работников справилась компания TOYOTA.
Культура Toyota - это непрерывный цикл пересмотра и обновления описанных выше систем. Учитывая те значительные вложения, которые Toyota делает в развитие своих сотрудников, понятно, что Toyota ставит целью добиться 100% приверженности сотрудников компании и рассчитывает на пожизненный наем сотрудников.
Посетители на предприятиях Toyota видят нечто необычное, например, что там очень чисто, а сотрудники дружелюбны и поглощены работой. Это может показаться удивительным, учитывая монотонность труда. Когда операции повторяются каждые 55 секунд, казалось бы, мозг должен полностью отключаться. Но посетитель не видит всей многолетней работы, которая проведена с сотрудниками по формированию их отношения к фирме и своей работе. Вложение в такую работу окупается для обеих сторон.
Для Toyota в Японии очевидно, что длительные капиталовложения в сотрудников даже не обсуждаются. Это важно для сохранения конкурентоспособности на перспективу, и это вменяется в обязанности руководству.тратит много времени и денег на коммуникацию, ведь в этой компании ценится развитие сотрудников, доверительные отношения и непрерывное совершенствование. Ключевой момент в создании культуры Toyota - целенаправленное выстраивание систем как официальной, так и неофициальной коммуникации на рабочем месте и вне работы. Эти системы должны способствовать открытому и честному обсуждению, когда члены команды чувствуют себя в безопасности и могут озвучить свои проблемы и идеи по улучшению, а потом - поучаствовать в процессе решения проблемы.
Приложение 1
Перечень инструментов коммуникации на Toyota
Инструмент/ обязательность |
Содержание |
Аудитория/периодичность |
"ТММК сегодня" Обязательно |
Информация для всего завода и молнии по технике безопасности |
Лидеры групп и вышестоящие начальники (для оповещения членов команды) Ежедневно |
"Наша жизнь" По желанию |
Новости завода, уточненные производственные данные и заслуги членов команды |
Все члены команды Еженедельно |
"Полезные новости" По желанию |
Информация об автомобилестроительной промышленности для членов команды |
Все члены команды Еженедельно |
"Темы Toyota" По желанию |
Темы, интересные работникам завода и их семьями |
Все члены команды и сообщества - рассылка по почте Раз в два месяца |
Toyota Times По желанию |
Информация о бизнесе Toyota и финансовых результатах, об отрасли и экономическом состоянии для членов команды |
Все семьи членов команды - отправляется по почте и по Интернету раз в полгода |
Общезаводские извещения Обязательно |
Объявления и организациионные изменения на заводе |
Лидеры группы и вышестоящие начальники - для оповещения всех членов команды По необходимости |
Ключевые сообщения лидера группы Обязательно |
Общезаводские темы для лидеров групп - полезные и интересные |
Лидеры групп и вышестоящие начальники По необходимости или по плану |
Электронная почта Обязательно |
Актуальные уведомления, памятки и опросы |
Все сотрудники завода или лидеры групп и вышестоящие начальники По необходимости |
Доски объявлений По желанию |
Заводские сообщения, уведомления, вакансии, мероприятия и т.д. |
Все члены команды С понедельника по среду |
Сводка новостей Обязательно |
Общезаводские темы, доска почета, новости о компании и отрасли |
Все члены команды Еженедельно |
"Открой для себя Toyota" Обязательно |
Направлено на улучшение понимания Toyota членами команды |
Все члены команды Еженедельно (но вторникам) |
Новостные слайды По желанию |
Краткие напоминания, объявления и сообщения о мероприятиях на заводе |
Все члены команды Ежедневно |