Анализ должностных инструкций медицинских сестер
Не менее актуальной является эта тема применительно к коллективу сотрудников учреждения здравоохранения, в частности коллективу медицинских сестер ЛПУ. Медицинские сестры - это социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой - призванная смягчить эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медицинские сестры часто находятся в кругу как собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Нередко они, как показывают статистические данные, отличаются худшим состоянием здоровья и нервной системы, чем представители других профессий, что обусловлено значительными физическими и эмоциональными нагрузками. В свете сказанного становится очевидной первостепенная важность мероприятий, направленных на снятие стрессогенных факторов, предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в среде сестринского персонала.
Важным звеном управления медицинским персоналом являются главные и старшие медицинские сестры. Главной составляющей их деятельности является организация сестринского и младшего медицинского персонала на выполнение задач подразделения, в том числе, предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе. Разработка и внедрение мероприятий направленных на предупреждение развития конфликтов будет также способствовать повышению качества и доступности медицинской помощи для населения.
В рамках проведенной научно-исследовательской работы, проблемы возникновения и предотвращения конфликтов в организации были проанализированы нами на примере коллектива медицинских сестер педиатрического отделения для недоношенных детей МУЗ ГКБ№20 им. И.С. Берзона.
На основании анализа результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Социально-психологический климат в отделении, оцененный по семи показателям является неоптимальным (средним); при этом особого внимания заслуживают низкие показатели коллективизма и сплоченности.
2. Медицинские сестры, имеющие больший возраст и стаж работы склонны давать более высокую оценку социально-психологическому климату своего коллектива по основным показателям.
3. Хотя большинство медицинских сестер отделения имеют низкий уровень конфликтности, около четверти опрошенных демонстрируют средний уровень и одна медсестра - высокий.
4. Прослеживается тенденция снижения уровня конфликтности медицинских сестер с повышением возраста и стажа работы в ЛПУ.
5. Наиболее предпочтительным стилем поведения медицинских сестер отделения в условиях конфликта является компромисс, за ним следуют сотрудничество и избегание (по 23,08%), соперничество находится на последнем месте.
6. Четкой зависимости стиля поведения медицинских сестер в условиях конфликта от возраста и стажа работы не прослеживается.
7. Полученные данные, касающиеся уровня конфликтности и стиля поведения медицинских сестер в условиях конфликта, частично соответствуют данным схожего исследования, проведенного на базе ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница (Галицкая И.К., 2006).
8. Уровень разработанности мероприятий, направленных на повышение мотивации среднего и младшего медицинского персонала на предотвращения конфликтов в отделении, по данным анализа должностных инструкций медицинских сестер, является крайне низким.
Таким образом, анализ результатов исследования позволил прийти к заключению о том, что проблема конфликтов в изученной коллективе является актуальной и требующей решения. Учитывая сказанное, автором настоящей работы были разработаны следующие рекомендации для медицинской сестры - менеджера (старшей медицинской сестры отделения, главной медицинской сестры ЛПУ) по предупреждению возникновения в сестринском коллективе конфликтов:
1. Необходимо организовать обучение медицинских сестер основам психологии и социологии, что позволит им в ряде случаев избегать конфликтов, а при их возникновении избирать оптимальную стратегию поведения и кроме того будет способствовать повышению сплоченности и улучшению социально-психологического климата в коллективе.
2. Необходимо организовать обучение медицинских сестер, имеющих, средний и высокий уровень конфликтности эффективным методикам психологической саморегуляции (НЛП, АРТ-терапия, аутотренинг и др.). Согласно данным литературы (Кричевский Р.Л., 1996; Галицкая И.К., 2006 и т.д.), эта задача в учреждении может быть успешно решена при помощи организации комнаты (кабинета) психологической разгрузки или введения в штатное расписание ЛПУ должности психолога.
3. Необходимо организовать обучение руководящего коллектива учреждения основным принципам эффективного управления, направленного на предотвращение возникновения конфликтов.
4. Необходимо переработать должностные инструкции сестринского персонала отделения с целью устранения выявленных недостатков. Конкретизировать основные функции и обязанности работников в части предотвращения возникновения конфликтов по главным направлениям, изложенным выше: например, для старшей медицинской сестры отделения в разделе «Основные задачи и функции» - «Организовать обучение среднего и младшего медицинского персонала основам психологии, социологии и др.»; в разделе «Должностные обязанности» - «Еженедельно проводить занятия со средними и младшими медицинскими работниками по основам психологии, социологии и др.» и т.д.