Анализ должностных инструкций медицинских сестер
Выводы и предложения
Анализ результатов проведенного анкетирования, а также анализ должностных инструкций сестринского персонала педиатрического отделения для недоношенных детей МУЗ ГКБ №20 им. И.С. Берзона позволили сделать следующие выводы:
1. Социально-психологический климат в отделении, оцененный по семи показателям является неоптимальным (средним); при этом особого внимания заслуживают низкие показатели коллективизма и сплоченности.
2. Медицинские сестры, имеющие больший возраст и стаж работы склонны давать более высокую оценку социально-психологическому климату своего коллектива по основным показателям.
3. Хотя большинство медицинских сестер отделения имеют низкий уровень конфликтности, около четверти опрошенных демонстрируют средний уровень и одна медсестра - высокий.
4. Прослеживается тенденция снижения уровня конфликтности медицинских сестер с повышением возраста и стажа работы в ЛПУ.
5. Наиболее предпочтительным стилем поведения медицинских сестер отделения в условиях конфликта является компромисс, за ним следуют сотрудничество и избегание (по 23,08%), соперничество находится на последнем месте.
6. Четкой зависимости стиля поведения медицинских сестер в условиях конфликта от возраста и стажа работы не прослеживается.
7. Полученные данные, касающиеся уровня конфликтности и стиля поведения медицинских сестер в условиях конфликта, частично соответствуют данным схожего исследования, проведенного на базе ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница (Галицкая И.К., 2006).
8. Уровень разработанности мероприятий, направленных на повышение мотивации среднего и младшего медицинского персонала на предотвращения конфликтов в отделении, по данным анализа должностных инструкций медицинских сестер, является крайне низким.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что в педиатрическом отделении для недоношенных детей МУЗ ГКБ №20 им. И.С. Берзона необходимо проведение активной и целенаправленной работы с целью предупреждения возникновения конфликтных ситуаций.
Основные принципы и направления деятельности руководителя, в частности старшей (главной) медицинской сестры, в отношении предупреждения возникновения в коллективе конфликтов были изложены нами во второй главе дипломной работы. Исходя из этих данных, а также учитывая данные, полученные в ходе анкетирования и анализа должностных инструкций автором настоящей работы были разработаны следующие рекомендации для медицинской сестры - менеджера (старшей медицинской сестры отделения, главной медицинской сестры ЛПУ) по предупреждению возникновения в сестринском коллективе конфликтов:
1. Необходимо организовать обучение медицинских сестер основам психологии и социологии, что позволит им в ряде случаев избегать конфликтов, а при их возникновении избирать оптимальную стратегию поведения и кроме того будет способствовать повышению сплоченности и улучшению социально-психологического климата в коллективе.
2. Необходимо организовать обучение медицинских сестер, имеющих, средний и высокий уровень конфликтности эффективным методикам психологической саморегуляции (НЛП, АРТ-терапия, аутотренинг и др.). Согласно данным литературы (Кричевский Р.Л., 1996; Галицкая И.К., 2006 и т.д.), эта задача в учреждении может быть успешно решена при помощи организации комнаты (кабинета) психологической разгрузки или введения в штатное расписание ЛПУ должности психолога.
3. Необходимо организовать обучение руководящего коллектива учреждения основным принципам эффективного управления, направленного на предотвращение возникновения конфликтов.
4. Необходимо переработать должностные инструкции сестринского персонала отделения с целью устранения выявленных недостатков. Конкретизировать основные функции и обязанности работников в части предотвращения возникновения конфликтов по главным направлениям, изложенным выше: например, для старшей медицинской сестры отделения в разделе «Основные задачи и функции» - «Организовать обучение среднего и младшего медицинского персонала основам психологии, социологии и др.»; в разделе «Должностные обязанности» - «Еженедельно проводить занятия со средними и младшими медицинскими работниками по основам психологии, социологии и др.» и т.д.
Заключение
Как показывает анализ имеющихся в литературе данных тема конфликта в организации находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов в организации - актуальная тема.