Методы борьбы с информационными угрозами
Борьба с враждебными переманиваниями
Контракт запрещает работникам передавать конфиденциальную информацию, но он не способен удержать их от перехода к конкуренту и использования наработок на благо нового работодателя в ущерб предыдущему. Поэтому владельцам компаний необходимо разрабатывать собственные механизмы защиты от враждебных переманиваний.
Среди торговых компаний способ переманивания действует особенно сильно, так как в их работе самое важное информация и связи. Обслуживая клиентов, менеджер получает доступ не только к телефонам и адресам, которые есть в любом справочнике, но и к условиям контракта: дебиторской задолженности, срокам ее возврата, взносу на право выставлять продукцию на полках и сроку окупаемости этой суммы. Переходя на новое место работы, такой менеджер может увести клиента у своего бывшего работодателя, перезаключив контракт на чуть более выгодных условиях. Кроме того, клиентам иногда бывает все равно, с какой фирмой иметь дело. Для них главное - персона менеджера, у которого налажены дружеские связи.
Самый распространенный на сегодняшний день способ защиты - трудовое соглашение, в котором есть пункт, запрещающий разглашать конфиденциальную информацию. Оно может быть как устным, так и письменным. Кроме того, некоторые компании оговаривают вопросы конфиденциальности в специальном письме. Некоторые включают в трудовой договор пункт, по которому сотрудники не могут в случае ухода в течение года работать в конкурирующих компаниях. Серьезно составленный контракт может остановить от перехода. Сотрудник задумается: стоят ли предложенные деньги риска судебных разбирательств? Но, в России такое нарушение контракта грозит скорее потерей репутации. Защищаться от враждебных переманиваний юридически весьма трудно. Проблема в том, что факт использования конфиденциальной информации при переходе в конкурирующую компанию практически недоказуем. Поэтому трудовой договор, хотя и предусматривает ответственность, в данном случае почти не работает.
Некоторые руководители крупнейших российских компаний предлагают в качестве временной меры (пока Трудовой кодекс не будет приведен в порядок) психологический рычаг давления на сотрудников - «черные списки», в которые можно было бы заносить фамилии и паспортные данные скандальных работников, кочующих между конкурирующими компаниями. Эта мера не получила широкой поддержки.
Вышеприведенные меры просты, но недостаточно эффективны - возможно, потому, что носят запретительный характер. Чтобы удержать сотрудника от перехода, требуется гораздо более сложный комплекс мер. Самую главную роль, конечно, играет удовлетворенность условиями работы. Все зависит от корпоративного духа компании и от внутренней, нравственной системы координат, в которой пребывает сотрудник.
Поддержание корпоративного духа в компании
Существование правил и законов на предприятии не гарантирует того, что сотрудники будут следовать им неукоснительно. Только личной заинтересованностью самих работников в благополучии фирмы можно достигнуть такого результата. А, в свою очередь, личная заинтересованность каждого возможна только на таком предприятии, где заботятся о моральном климате, где уважительно относятся ко всем.