Методы борьбы с информационными угрозами
Правильное хранение информации
В хранении различной информации заинтересованы разные лица и организации. Несанкционированное копирование хранимой информации, равно как и ее уничтожение, могут привести к значительным неприятностям. Надежное хранение архивов и их защита требуют материальных затрат.
Очень важным этапом является уничтожение информации. В мусорных корзинах зачастую оказываются черновые варианты многих деловых бумаг, перспективных проектов и гениальных предложений, которые позволяют не только восстановить экономическую и производственную ситуацию, но и варианты ее развития, элементы ноу-хау и другие вопросы, интересующие конкурентов или представителей криминала. Неожиданное появление этой информации в самых неподходящих ситуациях может привести к упущенной выгоде, личной дискредитации, послужить поводом для преступных намерений против личности и предпринимательства. Поэтому нужны надежные и эффективные процедуры уничтожения информации.
Дезинформация - как способ борьбы с конкурентной разведкой
Одним из методов борьбы с конкурентной разведкой является дезинформация. Для этого возможно использование методов различных видов дезинформации. Под дезинформацией понимается введение конкурента в заблуждение для получения определенных преимуществ.
Самый простой метод дезинформации - не сообщать никакой информации о своей деятельности. Другой метод - «спрятать» ценные сведения в огромном информационном «шуме». Дезинформация (disinformation) отличается от неправильной информации (misinformation) тем, что последняя может включать в себя неверные сведения, но по заблуждению. Дезинформация, наоборот, процесс сознательный и осмысленный. Жертвами дезинформации в той или иной мере становятся многие фирмы.
Необходимо научиться различать возможные виды дезинформации (манипулирование действительными фактами, необъективное освещение событий, откровенную ложь). Методы дезинформации, успешно применяемые в идеологическом противостоянии времен «холодной войны», могут быть использованы и в условиях деловой корпоративной среды. Согласно немецкому теоретику В. Дреггеру, в практике конкурентной борьбы могут использоваться как активные, так и пассивные формы дезинформации.
Особенно часто дезинформация используется в области финансов, в торговле, в приобретении и слиянии фирм, маркетинге, юриспруденции. К основным способам выявления дезинформации относятся проверка поступающей информации на достоверность и надежность.
При этом необходимо обращать особое внимание на наличие независимых источников, подтверждающих содержание проверяемой информации. Хотя поиск независимых дополнительных информационных источников удорожает процесс конкурентной разведки, он позволяет существенно повысить эффективность конечного результата. Важно проводить проверки того, чтобы различные вторичные источники не использовали одну и ту же «сырую» информацию («повторение неправды не создает верных данных»). При оценке надежности информации применяют методику государственных чиновников, которые используют для оценки информации рейтинговую шкалу.
Наилучшим средством для борьбы с дезинформацией остается профессиональный опыт и знания. Квалифицированные аналитики, сопоставляя речи и высказывания руководителей конкурирующих фирм за несколько лет, изучая финансовые и судебные документы, могут выявить элементы дезинформации, казалось бы, в самых «честных» информационных материалах.