Анализ конкурентоспособности ООО «Домостроительный комбинат» на рынке железобетонных изделий
Маркетинговые исследования в ООО «ДСК» проводятся постоянно. На каждый год составляется план маркетинга и в течение года вносятся изменения в данный план по наиболее актуальным проблемам. Ни одна новая программа не реализуется без исследования рынка. Проводятся различного рода сегментации рынка, подробно изучаются пожелания и предпочтения потребителей.
Уровень рекламной деятельности. До 2009 года организация не в полной мере использовала рекламу, как инструмент привлечения покупателей. Только в 2010 году предприятие активно начало заниматься рекламной деятельностью для продвижения нового продукта малоэтажного строительства «Одноэтажный жилой дом эконом-класса», в то время как у конкурентов уже есть раскрученное имя. Предприятию необходимо повысить свой авторитет и стать более узнаваемым.
Политика организаций во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность организаций управлять в позитивном плане своими отношениями с местными властями. ООО «ДСК» уделяет мало внимания отношениям с городскими властями, а ведь отрасль строительства напрямую зависит от местных властей. Предприятие слабо информирует о своих новинках, не занимается пиаром, не смотря на то, что данный фактор влияет на получение госзаказов.
Таким образом, управление конкурентоспособностью в ООО «ДСК» осуществляется эффективно, однако не в полной мере осуществляются такие функции как мотивация персонала, занимающегося повышением конкурентоспособности предприятия, и контроль. Анализ внешних и внутренних факторов конкурентоспособности показал, что ООО «Домостроительный комбинат» является одним из ведущих предприятий производства железобетонных изделий и строительства жилых домов. Также ООО «ДСК» выпускает конкурентоспособную продукцию, что является немаловажным преимуществом в конкурентной борьбе. При правильном управлении факторами внешней и внутренней среды конкурентоспособности можно получить положительную динамику изменения конкурентного положения.
Конкуренты внутри отрасли:
). Сегмент крупнопанельного домостроения. Основным видом деятельности ООО «Домостроительный комбинат» является строительство жилых домов крупнопанельного типа 83 серии. Предприятие является в этом сегменте монополистом, и это позволяет оставаться лидером строительства жилья в городе (64 % от общего объема ввода жилья) по итогам 2008 года. Прямая конкуренция отсутствует. ОАО «Камгэсэнергострой», ЗАО «Завод ячеистых бетонов», ООО «Домостроительное объединение-НК» (г. Нижнекамск), ОАО «Альметьевский завод КПД» являются производителями других серий домов, которые дороже и занимают маленькую долю в общих масштабах строительства жилья. Таким образом, в данном сегменте насчитывается 4 конкурента
2). Сегмент малоэтажного строительства. Основные конкуренты сегмента: ЗАО «ПСТ Подряд», ЗАО МПО «Иншаат». Доля предприятия в данном сегменте, после ввода в эксплуатацию поселка в 66 микрорайоне г. Набережные Челны, составит примерно 4% в общем объеме и 34% в объеме комплексного освоения территории. При наличии заказчика ООО «Домостроительный комбинат» готов выступить генеральным подрядчиком в комплексном освоении территорий под малоэтажную застройку. Таким образом, на данном сегменте присутствует 2 конкурента.
3). Рынок железобетонных изделий. Единого рынка железобетонных изделий как такового не существует, так как любой рынок железобетонных изделий обречен на локальность - в местах сосредоточения крупного капитального строительства. Слишком велики транспортные издержки, чтобы осуществлять поставки дальше, чем в соседние регионы. Следовательно, зависимость от потребления ЖБИ строителями в пределах определенного транспортного плеча является определяющей для всего спектра железобетонных изделий. Основными конкурентами являются: КПД №3 ОАО «Татстрой», ЗАО «Кулонстрой», ЗАО «ЖБИ Аракчино» в г. Казани, ООО «Стройдеталь», ОАО «Завод ячеистых бетонов» и ОАО «Камгэсэнергострой» в г. Набережные Челны. Итак, данный сегмент насчитывает 6 конкурентов.
Покупателями продукции и услуг ООО «ДСК» являются: ООО «ЖИК», Набережно-Челнинское отделение предприятия «Энергосбыт», ООО
«Ренавтоцентр», ОАО «Камснаб», ООО СК «Авангард», МУ «ДИАС», ООО ПСК «КамЭнергоСтройПром», МУ «ГУКС», ООО «Сотарк», ООО «Спецтехцентр», ООО «Химпромстрой», а также физические лица. Представим долю всех категорий клиентов в общем объеме продаж на рисунке 2.1.1.
Рис. 2.1.1. Распределение клиентов относительно объема продаж за 2007, 2008 и 2009 года
Из рисунка 2.1.1 видно, что большая доля всех продаж приходится на юридические лица, это связано со спецификой отрасли строительства.