Современное состояние и проблемы в сфере общественного питания в г. Благовещенске
Вот здесь то и нужно вмешательство администрации в регулировку количества и качества действующих предприятий.
Ещё десять лет назад необходимо было ограничить создание новых, и количество иностранных предприятий общественного питания.
Как пример: администрации Хабаровского и Приморского края, ограничивая согласно установленного норматива, безмерное открытие предприятий общественного питания иностранными гражданами в городах Хабаровск, Владивосток, создают возможность предприятиям с "российской" составляющей, иметь стабильно достаточный доход. А это и развитие самого предприятия, достойная заработная плата местным жителям, и возможность повышения уровня обслуживания.
Для сравнения:
Хабаровск - около 583тыс. жителей ~ 200 предприятий общественного питания. Примерно 40 посадочных мест на 1000 человек населения города.
Владивосток - около 592тыс. жителей ~ 180 предприятий. Около 30\1000.
В Москве, с ее денежными и людскими потоками на 1000 человек приходится 50 посадочных мест.
Благовещенск - 218тыс. жителей - 350 предприятий, т.е. на 1000 человек населения - около 150 посадочных мест при нормативе 40\1000.
Сегодня владельцы кафе в г. Благовещенске имеют возможность платить своим работникам в среднем 6 - 9 тысяч рублей в месяц. Конечно же, это очень мало, и привело к ситуации, когда в общественном питании, (и особенно в школах, детских садах, больницах), остались работать только фанаты, и те, кто больше ничего не умеет делать.
В 1995 - 2000 годах в кафе и ресторанах города Благовещенска с китайской кухней работало более пятидесяти русских поваров, обученных технологии приготовления китайских блюд. В те годы заработная плата российских работников составляла 20 - 25 тысяч рублей в месяц, в 2009 год, реальная з\п. в предприятиях общественного питания на сегодня 6 - 9 тыс. руб. и она продолжает падать.
Резкое увеличение количества кафе и ресторанов привело к тому, что так же резко снизился товарооборот у ранее работавших предприятий и оказался не высоким стартовый товарооборот у вновь открываемых предприятий.
Почему выгодно приглашать поваров из КНР, или из стран "ближнего зарубежья"? Претензии на заработную плату у иностранных поваров гораздо ниже, чем у российских. Для гражданина КНР, 5000 рублей считается хорошим заработком, проживание и питание у него в России за счет предприятия, это же справедливо и для гастарбайтеров из "ближнего зарубежья".
Сегодня в предприятиях общественного питания с китайской кухней русских поваров практически нет. В других "национальных" кухнях, работает большое количество гастарбайтеров из бывших союзных республик.
Одно за другим закрываются кафе и рестораны с европейской кухней, например, "Русская изба", "Эль", "Трактир", "Континент" и так далее. Единицы оставшихся кафе с европейской кухней выживают за счет финансирования из источников, не связанных с общественным питанием.
Кафе, рестораны китайской кухни, но с "российскими" владельцами создают в каждом предприятии 25 - 35 рабочих мест для россиян и 2 - 3 рабочих места гражданам КНР (повара).
Гражданин КНР, открывая кафе, ресторан в г. Благовещенске (для примера примем рестораны Первомайский, "Санья", и т.д.) создает рабочие места для граждан КНР, т.е. соотношение наоборот, на 35 граждан КНР 5 - 10 россиян. Эта же картина и в многочисленных Узбекских, Армянских кафе и ресторанах.
При этом, "российские" предприятия общественного питания в большинстве своем выполняют предъявляемые требования налоговых органов, Роспотребнадзора, "китайские" предприятия в большинстве игнорируют любые Российские нормативы, предписания, трудовое законодательство.
Используя в своей работе сырье практически без наценки, очень дешевую рабочую силу, за счет граждан КНР, себестоимость выпускаемой продукции в "китайских" кафе на 30 - 40 % ниже чем в "российских" кафе, так как владельцы "российских" кафе покупают сырье у тех же граждан КНР гораздо дороже, своего то нет. Конечно же, за счет этого "китайские" кафе с легкостью выигрывают соревнования на рынке общественного питания с "российскими" предприятиями.
Для кардинального изменения сложившейся ситуации, необходимо
политическое решение
руководства области.
Мнения руководства управления потребительского рынка в адрес предприятий общепита с Амурскими владельцами, …"это Ваши проблемы, рынок, придумывайте что ни будь сами, или закрывайтесь".