• Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Skip to content

Трудовая мотивация персонала: понятие, сущность, концепция Х и У

Как нам представляется, экономику нашей страны следует переориентировать на социально-ориентированную рыночную модель, сочетающую в себе черты планово-распределительной и рыночной экономики. А в этом случае нельзя сбрасывать со счетов роль трудовых коллективов. Реформирование экономики с целью усиления роли трудовых коллективов должно, на наш взгляд, включать в себя:

) систему регулирования экономики на макро- и микроуровнях;

) формирование конкурентной среды между трудовыми коллективами различных типов и видов;

) эффективное преобразование налоговой системы на основе стабильности, оптимальности, поддержки товаропроизводителей, стимулирование инвестиций в приоритетные отрасли, определяющие развитие экономики в целом.

Наряду с указанными факторами следует также подключить и внутреннюю мотивацию деятельности трудовых коллективов. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Мотивация деятельности трудовых коллективов предприятий - это целенаправленное воздействие на коллектив в соответствии с его потребностями, ценностными ориентациями, мотивами, целями. В теории мотивация означает совокупность побудительных сил человека к высокопроизводительному труду. Мотивация коллектива, личности достигается тогда, когда его усилия приводят к определенному результату. Результаты его деятельности влияют на вознаграждение. Вознаграждение представляет определенную ценность, удовлетворяющую потребность.

Таким образом, мотив выступает как внутренний побудитель к действию субъектов производственных отношений. Мотивировать деятельность субъектов производственных отношений - значит дать возможность реализовать их интересы, создать условия, побуждающие к высокопроизводительному труду. При этом следует отметить, что материальные стимулы составляют только незначительную часть целого комплекса системы воздействия на работника с целью повышения эффективности труда.

В мировой экономической литературе, особенно по проблемам мотивации, развивается несколько теорий. Особый интерес представляет теория «иерархии потребностей» Абрахама Маслоу. В ее основе лежат следующие постулаты: во-первых, потребности каждого человека выстраиваются в иерархию соответственно своей важности; во-вторых, как только удовлетворяется один уровень потребностей (низший), возникает другой (более высокий); в-третьих, неудовлетворенная потребность влияет на поведение личности. А. Маслоу выделил следующие виды потребностей: а) низшие (физиологические) потребности; б) потребности в безопасности; в) социальные потребности; г) потребности в получении определенного социального статуса; д) потребности в самореализации.

Удовлетворение потребностей низшего уровня достигается через достаточную оплату труда, создание нормальных условий для трудовой деятельности. Реализация потребностей второго уровня - обеспечение безопасных условий труда, создание гарантий занятости, предоставление непроизводственных льгот. Третий уровень обусловливает необходимость формирования стабильного группового окружения, обеспечение возможности взаимодействия в ходе работы. Четвертый уровень потребностей удовлетворяется через признание трудовых заслуг, перевод на наиболее важные с производственной точки зрения участки работы, должности, ответственности. Пятый уровень - это предоставление работы, требующей наибольшей отдачи, создание условий для творчества, роста высоких достижений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Главное меню

  • Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Управление организацией
  • Проблемы координации в организации

Интересное

Ответственность и этика в менеджменте
Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления.
Перспективы развития PR-менеджмента
Связи с общественностью - многоканальная коммуникационная система. PR-инструмент управления общественным мнением.
Управление конфликтами
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
www.openmanager.ru. 2025. Все права защищены.