Факторы, определяющие конкурентоспособность коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство»
Рассматривая деятельность коммерческого предприятия ООО «Северо-Кавказское Информационное агентство», следует рассмотреть факторы, обуславливающие конкурентоспособность данного коммерческого предприятия.
Группируя факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность «Северо-Кавказское Информационное агентство», их можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы характеризуются тем, что они не контролируются фирмой и являются в первую очередь теми факторами, которые оказывают влияние на фирму, в наименьшей степени ей контролируются. Среди внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность «Северо-Кавказское Информационное агентство», в первую очередь можно назвать общую экономическую обстановку, которую в настоящее время определяет мировой финансово-экономический кризис, вызвавший существенное снижение доходов компании.
Так же отрицательным внешним фактором является то, что для PR-бизнеса в Российской Федерации до сих пор не существует полного пакета нормативно-правовых актов, регулирующих этот достаточно доходный и финансово емкий сегмент рынка бизнес-услуг. Юридического определения связей с общественностью также не существует. Нет, к примеру, федерального закона «О связях с общественностью». К внешним факторам оказывающих влияние на деятельность агентства следует отнести и конкретную обстановку, сложившуюся на данном целевом рынке, позиции, занимаемые конкурентами компании, и клиенты компании.
На сегодняшний день рынок PR-услуг в Российской Федерации, по данным различных литературных источников, еще достаточно разнороден - как по качественному, так и по количественному составу его участников, что наглядно отражено на диаграмме (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Рынок PR-услуг в Российской Федерации [6]
Более 80% PR-компаний Центрального федерального округанаходятся в Москве. А в других субъектах федерации наиболее активно оказывают PR-услуги специалисты из Московской и Воронежской областей. За ними следуют профессионалы, представляющие Владимирскую, Калужскую, Орловскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области. Сравнительно небольшое число PR-компаний находится в Белгородской, Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Липецкой, Рязанской, Смоленской областях.
В индустрии бизнес-услуг Центральный федеральный округ занимает особое место. Во-первых, как было указано выше, большая часть PR-компаний сконцентрирована в Москве, а во-вторых, в последнее время весьма заметна тенденция к повышению уровня PR-услуг в субъектах федерации округа, что видно на примерах Московской, Воронежской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей.
В Южном федеральном округе (см. рисунок 2) самое большое число PR-компаний работает в Краснодарском (13,6%) и Ставропольском (9,1%) краях, а также в Ростовской (22,7%), Астраханской и Волгоградской (по 9,1%) областях. Небольшое число PR-специалистов принимают заказы, находясь на территории Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики.
Удельный вес PR-агентств в индустрии бизнес-услуг Южного федерального округа составляет немногим более 1%. А относительно компаний, оказывающих услуги бизнес-консалтинга, - четверть рынка.агентства, компании, рекламные агентства и фонды, активно проявляющие себя на рынке, в основном распределены в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях. Средняя численность штатных сотрудников в наиболее активных на рынке PR-компаниях Южного федерального округа составляет от пяти до 10 человек. Однако в отдельных крупных PR-структурах больших городов насчитывается и по 20-30 сотрудников.
Среди видов PR-услуг в Южном федеральном округе востребованы как политический PR, так и PR для бизнеса. Важная роль отводится формированию заказов в следующих областях: политический консалтинг, консультирование политических клубов, проведение политологических исследований, подготовка и проведение предвыборных кампаний, проведение комплексных маркетинговых и социологических исследований, изучение и формирование общественного мнения, информационно-аналитические услуги, менеджмент, разработка и проведение PR-акций, направленных на продвижение корпоративного имиджа компании, продукции и услуг, управление кризисными ситуациями, бизнес- и медиапланирование, реализация интернет-проектов и др.