Процессуальный подход к разработке стратегии управления персоналом
Настоящее изменение произойдет тогда, когда компания сможет добиться сотрудничества менеджеров по персоналу с линейными менеджерами в стратегическом планировании деятельности компании. В этом случае планирование управления персоналом становится составной частью бизнес-планирования, а разработка стратегии управления персоналом рассматривается в качестве приоритетного бизнес-процесса. Менеджеры выявляют потенциал персонала и организационной структуры, который может способствовать достижению целей компании. Результатом такого бизнес-планирования оказываются четко определенные бизнес-процессы деятельности всех отделов компании, которые помогут более эффективно достичь поставленных целей [26].
Правильно поставленный бизнес-процесс управления персоналом дает нам эффективную схему для определения долгосрочных потребностей компании в кадрах и для планирования мер по удовлетворению этих потребностей. Он основывается на следующих принципах [30]:
удовлетворять текущие и предугадывать будущие потребности организации;
соответствовать существующей или желаемой культуре организации;
иметь способность изменить характер и направление развития бизнеса;
способствовать эффективным действиям организации в противостоянии внешнему давлению и вызовам окружающей среды;
фокусироваться на ключевых потребностях;
отвечать на фундаментальные вопросы: "Что нас ограничивает?", "Что нам мешает достичь желаемых результатов?";
основываться на детальном анализе и исследовании, не выдавая желаемое за действительное;
учитывать опыт и коллективное мнение высшего руководства;
учитывать потребности линейных менеджеров и работников в целом, равно как и других заинтересованных сторон;
предусматривать проблемы практической реализации, которые могут возникнуть в случае отсутствия приверженности, нехватки времени или квалификации у линейных менеджеров для выполнения своих ролей;
предусматривать проблемы, которые могут возникнуть по причине враждебности или безразличия работников;
гарантировать организации наличие ресурсов, необходимых для реализации стратегии;
обеспечивать привлечение и развитие людей с нужной квалификацией, что позволит укрепить устойчивость организации в ходе выполнения намеченных целей;
состоять из согласующихся между собой и взаимоподдерживающих элементов;
иметь способность трансформироваться в программы конкретных действий.
С внедрением процессного подхода к управлению персоналом организация имеет следующие возможности.
Возможность 1
. Процессный подход позволяет оптимизировать систему управления персоналом, сделать ее прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды [18]. При внедрении процессного подхода регламентируются:
порядок планирования целей и деятельности;
взаимодействие между процессами и подразделениями системы управления персоналом;
ответственность и полномочия владельцев процессов и других должностных лиц;
порядок действий сотрудников в нештатных ситуациях;
порядок и формы отчетности перед высшим руководством;
система показателей, характеризующих результативность и эффективность управления персоналом организации в целом и его бизнес-процессов;
порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей.
Внедрение в организации процессного подхода в первую очередь подразумевает работу по описанию и регламентации бизнес-процессов, в рамках которой:
проводится распределение ответственности за результаты работ, входящих в состав процессов;