Пути развития корпоративной культуры за рубежом и в России
Практически все элементы современного понятия «корпоративной культуры» применялись в советскую эпоху: субботники с музыкой, песнями, майские демонстрации и т.п., где, помимо обязательного для всех и каждого спортивного отдыха, не менее принудительны были «политпросветительские» лекции. Все, казалось бы, вполне объяснимо по тем временам, иногда даже разумно, но формально - ради галочки в райкоме.
В России существует несколько миллионов предприятий, из которых несколько тысяч - крупные с численностью более 5000 человек. Многие имеют свою историю и принципы работы с персоналом.
Обратимся к опыту формирования корпоративной культуры в двух организациях, работающих в России. Первая из них - международная компания по авиа-доставке посылок DHL, в России она работает уже 15 лет. Как говорят ее менеджеры по работе с персоналом, главное для компании, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью команды, работал на общий успех компании. В каждом филиале DHL в разных странах есть своя футбольная команда, играют в ней сотрудники: кто может и кто хочет, без принуждения. На соревнования футболисты-любители приезжают с собственными группами поддержки. Это девушки-коллеги. Они должны не только обзавестись соответствующими флажками, но и подготовить оригинальную программу для выступления в конкурсе болельщиков. Каждый Новый год компания устраивает вечеринки для своих сотрудников и отдельно - праздники для их детей.
Благоприятная атмосфера внутри компании помогает людям легче перенести и внешние невзгоды, общие сегодняшние трудности в стране. Это, что касается морального духа. Теперь о материальном. Компания DHL имеет высокий престиж на мировом рынке, в России работает не менее успешно. В социальный пакет фирмы входят горячие обеды и медицинская страховка. Конечно, такие моменты, как служебная машина и зарплата - четко дифференцированы, но в компании также разработана система бонусов и вознаграждений за отличную работу: человеку прямо дают понять, что он нужен. А такой сотрудник уважает себя и своих коллег, что сам по себе сводит к минимум производственные конфликты. Психолог-консультант DHL называет корпоративную культуру экологией внутри компании, а экология должна быть чистой [12, c.38].
Вторая организация - крупнейший российский производитель молочной продукции и соков компании «Wimm-Bill-Dann», - здесь существует многое из того, что есть в DHL. Спортивные состязания и своя футбольная команда, совместные праздники и поездки с семьями за город, программы обучения и развития персонала, стажировки за границей, помощь психолога. Недавно компания «Wimm-Bill-Dann» стала издавать собственную газету, потому что главное для корпорации - соединить патриотические чувства людей к своему предприятию в единый дух одной большой команды.
Таким образом, корпоративная культура играет важную и определенную роль, как в зарубежной, так и в российской практике. И хотя понятие корпоративной культуры изначально было связано с транснациональными корпорациями, на сегодняшний день она используется различными компаниями как один из эффективных инструментов менеджмента.