Управление на основе версии стандартов исо 9000:2000
Учитывая серьезные изменения в концепции и содержании стандартов версии ИСО 9000:2000, Комитетом ИСО по стандартизации, Техническим комитетом ИСО-176 и Международным форумом по аккредитации в сентябре 1999 г. было принято коммюнике, продлевающее действие стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003 издания 1994 г. на три года с момента официального принятия новой версии стандартов. Это достаточный срок для подготовки и апробации системы качества с учетом процессного подхода, а сертифицирующим организациям подтверждения себя в новой компетенции.
Основные преимущества пересмотренных стандартов.
• Стандарты ИСО 9000:2000 значительно сокращены в сравнении с версией 1994 г., более просты в пользовании.
• Стандарт ИСО 9004, содержащий рекомендации по улучшению деятельности предприятия, направлен на развитие системы менеджмента качества, содержащей требования стандарта ИСО 9001.
• Стандарты являются пригодными для всех видов продукции, всех отраслей и организаций любого размера.
• В стандартах предусмотрены основы для нужд и интересов организаций, функционирующих в специфических секторах экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т. п.).
• В стандартах установлена, связь системы менеджмента качества с организационными процессами.
• В стандартах предусмотрена связь с другими системами управления (например, охраной окружающей среды).
• В стандартах рассмотрены потребности и польза (выгода) для всех заинтересованных сторон.
• Стандарты ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей.
Перечисленные преимущества позволяют правильно выбрать систему управления качеством предприятия, но необходимо учесть, что наиболее эффективные современные системы качества, отвечающие требованиям рынка, интегрируются в единое понятие Total Quality Management (TQM). Данное понятие может иметь различную трактовку в зависимости от конкретных методов и подходов - всеобщий менеджмент качества, общефирменный контроль качества, тотальное управление качеством и т.п. Также имеют отличия концепции TQM, связанные с национальными стереотипами (например, европейская или американская школы). Единым остается то, что система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок При этом не только руководство, но и каждый работник предприятия должны осознавать, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, следует «постоянно улучшать качество». В системе TQM существенно возрастает роль каждого работника и обучение персонала. Обучение должно превратиться в часть мотивации работников; при этом используются специальные приемы развития творческих способностей каждого из сотрудников.
Систему TQM следует рассматривать как часть общей системы управления предприятием, получившей название «системы делового превосходства». Обобщенная практика работы на принципах TQM положена в основу стандартов серии ИСО 9000:2000 и сформулирована в виде восьми принципов менеджмента качества.
Восемь принципов менеджмента качества (TQM).
. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, обеспечивающую полное вовлечение работников в решение задач организаций.