Как сориентироваться в управленческих джунглях, различны ли подходы к управлению
Новая парадигма управления
Рубежным в развитии менеджмента стало объединение теории управления с теорией маркетинга и стратегического управления, породившей современную рыночную концепцию управления.
Основные исходные предпосылки новой концепции сводятся к следующему:
· ставка делается на человека самореализующегося (в отличие от человеческого, экономического и социального);
· организация рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями, как "клан";
· организации должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель;
· организация должна иметь следующие характеристики:
а) небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но больше квалифицированных людей;
б) небольшое число уровней управления;
в) структура, основанная на группах (командах) специалистов;
г) характер и качество продукции, графики и процедуры работы ориентированы на потребителя.
"Новая парадигма", составляющая управленческую философию, основана на сочетании системного и ситуационного подходов в управлении. Деловая организация рассматривается при этом, прежде всего, как "открытая" система; главные предпосылки успеха деятельности организации находятся не внутри, а вне ее, т. е. связывается с тем, насколько удачно организация приспосабливается к своему внешнему окружению.
В настоящее время многие страны в борьбе за конкурентное преимущество используют концепцию управления качеством на основе TQM (всеобщего управления качеством). Методологической основой данной концепции является теория адаптации организации к требованиям потребителя. Построение процессов управления в таких организациях должно базироваться на требованиях международных стандартов ISO 9000:2000. В рамках данной концепции управление осуществляется не на основе выделения функций, а на процессном подходе. Для эффективного функционирования организация должна определять множество взаимосвязанных видов деятельности и управлять ими. Процессный подход представляется в следующем виде: установление целей и процессов, необходимых для получения результатов, отвечающих требованиям потребителя и политике организации; внедрение процессов; контроль и измерение процессов и продукции, исходя из политики, целей и требований к продукции, а также отчетность за полученные результаты; разработка мер для постоянного усовершенствования показателей функционирования процессов.
Процессный подход базируется на методологии системного подхода и в то же время совместно используется с функциональным, создающим собственно сами процессы. Поэтому нельзя отдать преимущество какому-либо подходу. Функциональный подход, обеспечивая разделение труда, формирует функциональные виды деятельности, составляющие основу процессов. В рамках системного подхода определяются цели, и обеспечивается взаимосвязь процессов, необходимых для получения результатов. Таким образом, процессный подход основывается на сочетании системного и функционального подходов к менеджменту.