Как сориентироваться в управленческих джунглях, различны ли подходы к управлению
Итак, мы рассмотрели эволюцию развития теории управления в основном на американском и незначительно на европейском континентах. Возникает вопрос, какой подход лучше, какой выход из такого рода "управленческих джунглей"?
Прежде всего, нужно аналитически сравнить два основных подхода, используемых в настоящее время - "системный" и "ситуационный". Это не значит, что не используются функциональный и процессный подходы. Методологическая база современного американского менеджмента - явление чрезвычайно сложное, многообразное и весьма противоречивое. В американской теории и практике менеджмента можно встретить традиционные, во многом устаревшие и не оправдавшие себя концепции, и самый современный концептуальный аппарат системного подхода, количественные методы, ситуационные рекомендации и средства социологических исследований.
Кстати, это характерно и для содержания учебника "Основы менеджмента" М. X. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури - книги, безусловно, нужной и полезной для тех, кто желает освоить основы менеджмента. Однако она страдает эклектизмом различных школ и подходов.
"Системный подход" (system approach), как правило, определяется лишь в общем как некий "тип мышления", а понятие "методологии" относится скорее к методике и процедурам исследования, чем к общим принципам управления. Само понимание системного подхода и глубина его использования в теории и практике современного американского менеджмента имеют глубокие различия.
Можно выделить три наиболее крупные формы использования системного подхода. Первая форма - это использование системного подхода на чисто описательном уровне как основы для организации материалов исследований и разработок.
Вторая форма - это разработка прикладных проектов, называемых системами, а также решение сложных проблем с применением новейших методов анализа и вычислительной техники. Сюда относятся прикладной системный анализ, использование экономико-математических методов для принятия решений, исследования по теории организационных и управленческих систем.
Третья форма - это собственно системно-теоретические исследования по управлению.
Системный подход используется для описания организации и процессов управления в ней на основе формулировки понятий системы управления, ее подсистем, целей, функций, процессов, регулируемых и нерегулируемых переменных.
Теоретические исследования последнего времени, как правило, наиболее тесно связаны эмпирическим анализом конкретного типа систем: производственных, банковских, муниципальных и других организаций.
Многие из этих исследований в последнее время относятся к "ситуационному" подходу. "Ситуационный" подход ориентируется на попытку теоретически сформулировать, эмпирически проверить и затем практически рекомендовать различные типовые решения, характерные для деятельности организации.
Особенностью современного "ситуационного" подхода является, во-первых, то, что он отнюдь не противопоставляется "системному" подходу, а лишь снижает уровень системного анализа управленческих явлений, изучая вместо универсальных свойств любых систем управления более конкретные свойства организационных, информационных и других систем, привлекая категории "системного" подхода". Во-вторых, он значительно отличается от традиционной методологии "эмпирической" школы тем, что, прежде всего, пытается выработать "эффективные модели" ситуаций и решений.
При "ситуационном" подходе набор управленческих ситуаций и факторов, их обусловивших, а также их взаимосвязь, полностью базируются на принципах системности, т. е. основой его является "системный" подход.
Тогда как же оценить существование достаточно широкого и распространен явления в американском менеджменте, каким является "ситуационный" подход. Прежде всего, это явное стремление теоретиков и практиков менеджмента усилить прикладную сторону управления за счет выработки "рецептов" наилучших решений в области управления, что необходимо приветствовать.
В то же время - это дань моде, попытка разработать новую панацею от в управленческих бед. Но уже в середине 70-х годов стали появляться признаки отрезвления по поводу возможностей и перспектив "ситуационного" подхода. Так, К. Дней и Д. Слоем иронизировали, что "ситуационный" подход - настолько популярный термин, что его можно выносить на страницы журналов мод, а "неопределенное становится таким же затасканным (и в то же время плохо понимаемым) термин какими были в начале 60-х годов понятия "коммуникация" и "мотивация".
Сегодня стало ясным, что "ситуационный" подход обладает большей конкретностью и приближенностью к практическим проблемам, но в то же время незначительной методологической общностью, в сравнении с "системным" подходом. В общем они дополняют друг друга.