Выбор стратегии развития предприятия
Хотя отдел продаж осуществляет сбор и анализ данных, характеризующих потребительские рынки, проводит исследования потребностей клиентов и анализ выпускаемой продукции, определение степени ее соответствия запросам и возможностям клиентов, однако анализ продукции конкурентов, отбор в них лучшего и внедрение в собственные разработки, проведение маркетинговых исследований и организация практики маркетинга, экономическое обоснование тарифов ведется мало.
Фирме требуется планировать свои действия на случай реализации этих угроз, для усиления своих слабых позиций.
SWOT
-анализ
После того, как собраны достаточные данные о внешней и внутренней среде организации, целесообразно применить метод SWOT (аббревиатура из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы), с помощью которого можно установить взаимосвязи между данными элементами внутренней среды организации и ее внешним окружением.
Это позволяет в дальнейшем более четко сформулировать стратегию на основе анализа поля возможностей и угроз, что способно уменьшить риск деятельности предприятия.
Для нашего предприятия составим матрицу SWOT (табл.11).
Таблица 11. Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны - S 1. Отсутствие текучести кадров 2. Высокая квалификация работников 3. Расширение производственных мощностей 4. Качество продукции 5. Четкое разделение труда |
Слабые стороны -W 1. Невысокий уровень маркетинговых исследований 2. Несовершенная система управления 3. Износ большей части ОФ 4. Большая энергоемкость и материалоемкость производства | |
Возможности - O 1. Низкая вероятность появления новых конкурентов в связи с большими объемами капиталовложений; 2. Есть возможность расширения рынка сбыта. 3. Увеличение загруженности производственных мощностей 4. Государственные инвестиции |
SO - стратегии увеличения объемов выпуска (S1-5; О3,О4); снижение себестоимости (S1-5;О4); интеграция вперед, расширение рынка сбыта (S2,4, О1,2); |
WO - стратегии интеграция вперед, расширение рынка сбыта(W1,2; O2,4) увеличение объемов выпуска (W3,4; O4) |
Угрозы - T 1. Трудность при возможном уходе с рынка в связи с большими объемами капиталовложений; 2. Высокий уровень конкуренции 3. Угроза давления поставщиков 4. Угроза давления покупателей |
ST - стратегии снижение давления со стороны поставщиков (S3; Т3); увеличения объемов выпуска (S1-5; T4) |
WT - стратегии существенное сокращение производства; увеличение себестоимости и цен снижение качества продукции; сокращение объемов производства; ликвидация; |
С помощью таблицы представляется возможным выявить проблемы, стоящие перед предприятием. К их числу можно отнести: невысокий уровень маркетинговых исследований, несовершенную систему управления, проблемы с производственным оборудованием, большую энергоемкость и материалоемкость производства.
Составим перечень альтернатив:
Эталонные стратегии |
Перечень альтернатив |
1. Стратегия концентрического роста |
увеличение объема выпуска продукции снижение себестоимости |
2. Стратегия интегрированного роста |
прямая интеграция, расширение рынка сбыта; обратная интеграция, снижение давления со стороны поставщиков; |
3. Стратегия диверсифицированного роста | |
4. Стратегия сокращения |
сокращение объемов производства а; увеличение себестоимости и цен; существенное сокращение производства; снижение качества продукции; ликвидация; |