Причины конфликта
· ценят различные точки зрения;
· открыты и доброжелательны;
· уважают себя и других людей;
· отделяют людей от проблемы (от конфликта "я - ты" к ситуации "мы - проблема");
· умеют управлять собственным состоянием;
· умеют работать с информацией.
Данный стиль ориентирован на удовлетворение интересов, а не на отстаивание позиций (позиционный торг). Во всех остальных стилях есть четкие позиции участников, и разрешение конфликта происходит путем давления (конфронтация), уступок (приспособление), взаимных уступок (компромисс). Стиль сотрудничества предполагает отказ от защиты позиций и стремление к удовлетворению интересов, стоящих за позициями, путем выработки согласованных критериев для разрешения конфликта.
Сотрудничество - наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем он наиболее эффективен при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что конфликтующие стороны находят наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делают из оппонентов партнеров. Сотрудничество означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни.
Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фразы: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, как мы оба можем получить то, что хотим», «Я пришел к вам, чтобы решить нашу проблему».
Далее, проникая в глубь разногласий, следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, выяснить, в чем ваши разногласия компенсируют друг друга.
Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них, и обе стороны принимали участие во всем процессе разрешения конфликта.
Однако такой стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих случаях:
1) если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, но необходимо найти общее решение;
2) основная цель - приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
3) существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной;
4) необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность;
5) обе стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Х. Особенности конфликтов в сестринском коллективе ЛПУ
В области здравоохранения разработка аспектов управленческого труда особенно актуальна. Это объясняется рядом причин, среди которых наиболее существенной является интенсивное развитие медицины и системы здравоохранения и как следствие - усложнение работы руководителей. Кроме того, потребность в совершенствовании аспектов управления определяется недостаточной разработкой технологий управления медицинскими работниками с учетом специфики их социально-психологических проблем.
Медицинские сестры - это социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой - призванная смягчать эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медицинские сестры находятся в кругу как собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Нередко они, как показывают статистические данные, отличаются худшим состоянием здоровья и нервной системы, чем представители других специальностей. Такое положение обусловлено значительными физическими и эмоциональными нагрузками.
Профессиональная деятельность медицинских сестер предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс. При напряженном ритме работы средних медицинских работников, интенсификации их труда работа нервной системы часто ведет к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выходить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие, что, согласно нашему исследованию, приводит к возникновению синдрома "выгорания", при котором наблюдаются нарушения отношений с другими людьми, излишняя конфликтность (Галицкая И.К., 2006).
Согласно данным Двойникова С.И., Карасевой Л.А. (2001), благодаря индивидуальным психологическим особенностям средних медицинских работников (а в большинстве своем это женщины) межличностные коммуникации, обмен информацией с окружающими не всегда осуществляются с максимальной эффективностью (по данным авторов - достаточно высокий уровень коммуникабельности отмечается не более, чем у 40% медицинских сестер). Проведенный в рамках исследования опрос выявил также ряд преград, мешающих взаимоотношению среднего медицинского персонала - отсутствие ориентации на собеседника, неумение создать доверительную атмосферу и слушать и т.д. Кроме того, было отмечено, что в силу текущих перемен в экономических вопросах, в связи с реорганизацией лечебных учреждений, в результате отсутствия мотивационных стимулов, отношения медицинских сестер с представителями администрации любого уровня часто бывают напряженными, противоречивыми и конфликтными. В работе Л.Б. Козловой (2003) также было отмечено, что в сестринском коллективе ЛПУ, где большинство сотрудников - женщины, конфликты возникают чаще, чем в других коллективах.