Причины конфликта
· Неадекватное самовосприятие нередко возникает у людей, которые не способны вести себя в соответствии с требованиями жизни. Это результат своеобразной работы подсознания, направленной на то, чтобы сохранить уважение человека к себе путем искажения восприятия себя.
· Неадекватное поведение и конфликтность проявляют люди психически нездоровые. В таких случаях порой требуется вмешательство психиатра.
Все перечисленные типы людей вносят напряженность в отношения в коллективе. К тому же некоторые претенденты на рабочие места могут объединять в себе несколько нежелательных качеств, что, конечно же, повышает вероятность возникновения конфликта.
Возникновению конфликта может способствовать и ряд организационных факторов, о которых мы уже говорили выше. К ним можно отнести неадекватное распределение ресурсов и задач, отсутствие или неполнота информации и т.д. Причинами возникновения многих как организационных, так и психологических факторов, способствующих развитию конфликта являются управленческие просчеты руководителя.
Межличностные стили разрешения конфликтов
В любом организационном конфликте задействованы люди, поэтому важно знать, какие обычно стратегии используют для разрешения конфликтов. Все стили разрешения конфликтов можно расположить в пространстве относительно двух координат: ориентация на удовлетворение своих интересов и ориентация на удовлетворение интересов второй стороны (рис.2).
Рис.2. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций
. Конфронтация (конкуренция или соперничество) - стиль, ориентированный на удовлетворение своих интересов и игнорирование интересов второй стороны. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте - это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Основной принцип данного стиля заключается в использовании своих преимуществ и слабых сторон противника. Для реализации данного стиля необходимы:
· соответствующая власть (влияние);
· ресурсы для осуществления борьбы;
· уверенность в собственной правоте и непогрешимости (самоуверенность).
Однако следует иметь в виду, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. В результате использования данного стиля создается ситуация "выигрыш - проигрыш". Возможно также, что проигравшая сторона постарается "отыграться". Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.
. Уклонение - стиль, ориентированный на уход от конфликта, т.е. обе стороны не могут удовлетворить свои интересы. Причинами использования данного стиля являются:
· слабость собственной позиции, неуверенность в собственных силах;
· неумение договариваться;
· затягивание времени;
· избегание психологического дискомфорта.
Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересен сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта, либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.
Конфликтующая сторона может использовать стиль уклонения, если
1) считает, что источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами;
2) знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;
3) обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;
4) хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
5) считает, что решить проблему немедленно опасно, гак как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
6) подчиненные могут сами урегулировать конфликт;
7) решение проблемы может ухудшить ваше здоровье;