• Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Skip to content

Теории и модели мотивации человеческой деятельности

затраты своего труда и размер ожидаемого вознаграждения;

адекватные затраты труда другого человека и соответствующее им фактическое вознаграждение;

сопоставление ожидаемого вознаграждения за собственный труд с вознаграждением других людей за аналогичный труд.

Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т. е. человек считает, что его коллега за аналогичную работу получит большее вознаграждение, то у него возникает психологический дискомфорт. Для снятия этого состояния и исправления возникшего дисбаланса необходимо мотивировать этого сотрудника. Если этого не сделать, то человек изменит уровень затрачиваемых усилий.

Основной вывод теории: справедливость для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.

Восприятие и справедливость - это чисто личные характеристики и суждения конкретного человека, поэтому они носят относительный, а не абсолютный характер.

Модель Портера-Лоулера.

На основе теорий ожидания и восприятия Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали объединенную процессуальную теорию мотивации. В их модели, рис. 2., результаты конкретного работника зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характера человека, осознания своей роли в процессе труда.

Рис. 2. Модель Портера-Лоулера

Усилия зависят от ожидания вознаграждения и ценности вознаграждения. Согласно теории ожидания, за выполненную работу (результат) человек вправе получить вознаграждение: получить внутреннее удовлетворение (самоуважение, по теории Маслоу), а также внешнее вознаграждение от оценки руководителем его работы. Однако высшее вознаграждение должно быть справедливым, т. е. воспринимаемым самим человеком как справедливое.

Один из наиболее важных выводов, вытекающих из модели Портера-Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.

Многие экспериментальные проверки этого вывода показывают его справедливость. Действительно, если человек получает самоудовлетворение (самоуважение, удовольствие, удовлетворение и т. п.) от собственного труда, от любимой работы, то он ее будет выполнять с удовольствием. Результативность труда человека будет выше, если у него есть желание выполнять данную работу. Остальные мотивирующие факторы могут усиливать или ослаблять удовлетворение, получаемое от работы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Главное меню

  • Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Управление организацией
  • Проблемы координации в организации

Интересное

Ответственность и этика в менеджменте
Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления.
Перспективы развития PR-менеджмента
Связи с общественностью - многоканальная коммуникационная система. PR-инструмент управления общественным мнением.
Управление конфликтами
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
www.openmanager.ru. 2025. Все права защищены.