• Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Skip to content

Теории и модели мотивации человеческой деятельности

Пирамида потребностей справедлива лишь в простейших случаях, когда потребности удовлетворяются одна за другой. По словам Маслоу, «человек лишь там живет не хлебом единым, где вообще нет хлеба».

Следует помнить три важных положения теории Маслоу:

) Иерархия потребностей очень напоминает развитие человека с детства до старости: младенец нуждается в пище и тепле, безопасности и любви; по мере роста происходит постепенное развитие самоуважения и, наконец, появляется «самомотивированный» взрослый.

) Исчезновение удовлетворенных потребностей и появление других в виде мотивации является неосознанным процессом.

) Маслоу отмечает, что пять ступеней не являются чем-то автономным. Существует определенная степень взаимодействия между ними.

В практике мотивации выводы Маслоу выражаются в следующем:

а) импульсы и потребности настолько перекрываются, что почти невозможно определенно и четко отделить их друг от друга;

б) человек подвержен мотивации благодаря не отдельным потребностям, расположенным в иерархической последовательности, а комплексу мотивов;

в) человеком, в первую очередь, движут его потребности, независимо от того, в какой последовательности они возникают;

г) мотивирующие факторы и их сила проявления будут зависеть от свойства характера конкретного человека и образа, в каком они проявятся при попытке мотивации.

Трехуровневая теория Альдерфера.

В соответствии с теорией К. Альдельфера человеческое поведение мотивируется тремя группами потребностей:

потребности существования, которые связаны с удовлетворением физиологических нужд человека и его безопасностью;

потребности в связях, которые вытекают из социальной природы человека и его желания быть членом определенных социумов (коллектив, семья, друзья, общественные организации и т. п.);

потребности роста, в состав которых входят желания человека самовыразиться, добиться признания, самоутвердиться.

Альдерфер утверждает, что у человека всегда есть эти три потребности, и он будет стремиться их удовлетворять, если для этого будут соответствующие возможности. Если условий для роста не будет, то человек, работая в организации, может сосредоточить свои усилия на удовлетворении потребностей существования и принадлежности.

Теория потребностей МакКлелланда.

Дэвид МакКлелланд разработал теорию потребностей, в значительной степени схожую с теориями Маслоу и Альдерфера. В отличие от теории Маслоу, он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти связана с желанием человека влиять на поведение других людей. Нетрудно заметить, что данная потребность зависит от характера человека. У одних людей - лидеров - эта потребность главенствует, у других, ведомых - может даже не ощущаться, хотя, в принципе, может иметь место. По отношению к потребностям по Маслоу, власть находится между потребностями в уважении и самовыражении.

Потребность успеха сродни потребности человека в самоуважении. Характерными особенностями потребности успеха является вознаграждение и ожидания, особенно взаимосвязь «затраты - результаты» и «результат - вознаграждение». Люди, у которых развита потребность успеха, любят действовать в ситуациях с умеренным риском. За результаты, достигнутые в работе, они ждут конкретного поощрения. Эти потребности в иерархии по Маслоу занимают то же место, что и потребность власти

Потребность в причастности соответствует социальным потребностям по Маслоу. Эта потребность выражается в стремлении отдельных людей выполнить работу, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Удовлетворение потребностей человека в причастности лежит в основе возникновения неформальных групп, творческих коллективов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Главное меню

  • Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Управление организацией
  • Проблемы координации в организации

Интересное

Ответственность и этика в менеджменте
Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления.
Перспективы развития PR-менеджмента
Связи с общественностью - многоканальная коммуникационная система. PR-инструмент управления общественным мнением.
Управление конфликтами
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
www.openmanager.ru. 2025. Все права защищены.