Основные этапы закупочной логистики
Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер.
Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг данного поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара для нормального хода производства, сколько на цены, сколько на условия платежа, а сколько на надежность поставок? Ответы на эти вопросы зависят от конкретной ситуации и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого компонента недопустим по тем или иным причинам (например, по технологическим), то его наличие должно быть обеспечено любой ценой.
Во-вторых, сама оценка уровня того или иного показателя, характерного для данного поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Обычно для таких оценок используется балльная шкала.
Таблица 2 - Процесс выбора поставщиков
ВЫБОР ПОСТАВЩИКОВ | ||||||||||||||||
ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОСТАВЩИКА |
АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕННЫХ ПОСТАВЩИКОВ |
РЕЙТИНГ И РАНЖИРОВАНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ ПОСТАВЩИКОВ | ||||||||||||||
Конкурс поставщиков |
Выставки и ярмарки |
Переписка и контракты |
Услуги фирмы |
Реклама и каталоги |
По финансовому статусу |
Сроки экстренных заказов |
Резервные мощности |
Управление качеством |
Снабжение запчастям |
Психологический климат |
По специализации |
По месторасположению |
По значимости поставок |
По надежности поставок |
По ценовым показателям | |
Справки о поставщиках |
Ликвидность и долги |
Качество товара | ||||||||||||||
Платежи и дебиторы | ||||||||||||||||
Внеплановые поставки | ||||||||||||||||
Информационные карты |
Денежная наличность | |||||||||||||||
Цены | ||||||||||||||||
Списки поставщиков |
Оборачиваемость запасов |
Условия платежа |
Расчет параметров поставки.
Рассчитанная потребность позволяет определить общее количество материальных ресурсов данного вида, которое должно быть закуплено в течение периода. Однако на логистические издержки предприятия существенное влияние оказывает величина и количество заказываемых партий, то есть параметры поставки.
Важнейшими параметрами поставки являются размер заказа и интервал времени между заказами. Задачей закупочной логистики в этой связи является определение размера заказа, обеспечивающего предприятию минимум общих затрат на создание и поддержание запаса по данному виду материальных ресурсов.