Этические принципы и нормы в деятельности менеджера
Основные принципы этики менеджмента, т.е. профессиональной этики как для субъектов этики - отдельных менеджеров, так и для коллективных носителей этических начал - организаций следующие:
. Общепринятым является центральное положение так называемого «золотого стандарта», имеющего вид следующего требования: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
. Принцип справедливости во владении (приобретении) полномочиями, ответственностью правом распоряжаться ресурсами различных видов, определения сроков исполнения работы и т.п. в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают и не ослабляют прав, ответственности и полномочий других менеджеров и не выходят за рамки организации.
. Справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий, льгот и полномочий. Менеджер не должен, пользуясь своим служебным положением, приказывать нарушить требования этики или закона.
. Принцип исправления. Никакие причины не должны препятствовать исправлению допущенной этической ошибки.
. Принцип максимума прогресса. Действия менеджера (или корпорации в целом) этичны, если они способствуют дальнейшему этическому развитию организации или отдельных ее частей.
. Принцип минимума прогресса. Действия отдельного менеджера или организации этичны, если они не нарушают существующих этических норм и правил.
. Необходимость терпимого отношения менеджеров к моральным устоям менеджмента других стран, регионов.
. Разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера, в принятии решений.
. Менеджер должен следовать своим убеждениям, не поступаться своим мнением в угоду руководству, совету директоров и т.д., не поддаваться их давлению. Конформизм как черта личности менеджера может привести к слепому подчинению, а это ведет к неэтичным решениям и поступкам.
. Неэтичность психологического нажима на подчиненного, на коллектив, недопустимость грубой, приказной манеры разговора с коллегами.
. Создание этической атмосферы в менеджменте требует постоянства, постоянных усилий.
. При воздействии учитывать силу возможного противодействия. Задача менеджера - знать о возможном противодействии и предотвратить возникающие на этой почве конфликты.
. Принцип авансирования доверием. Условия, благоприятные для принятия решения и его выполнения создаются тогда, когда каждому человеку в коллективе оказывается максимальное доверие - доверие к его умению, квалификации, чувству ответственности - без навязывания ему требования «надо».
. Любые противоречия, возникающие в коллективе, можно преодолеть не путем конфликтов (даже если они играют положительную в некотором смысле роль как сигнал несоответствия стиля руководства или распределения обязанностей в коллективе), а путем взаимного убеждения, построения цепи логических доказательств.
. Менеджер (или рядовой сотрудник организации) имеет право на свободу служебного поведения, поступков, действий не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников.
. Воспитывать и развивать в подчиненном и других коллегах этичность образа мыслей, этичность в поступках и решениях.
. Не подвергать критике конкурента. Этические нормы требуют, чтобы товар (продукция или услуги) продвигался на рынок без применения публичной критики такого же товара, принадлежащего конкуренту.
Особенностью вышеперечисленных принципов является то, что каждый из них является важным, так как в этике менеджмента все принципы важны в равной степени. Наиболее часто встречающиеся механизмы и методы внедрения этических принципов и норм в деятельность менеджеров, применяемые в мировой практике: этические кодексы, комитеты этики, тренинг, юридический комитет, отдельные сотрудники, которым вменено в обязанность регулировать этику служебных отношений.