Сущность организационного поведения
Власть - возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Власть в организации - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий. Власть, основанная на вознаграждении, - Власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие. Власть, основанная на принуждении, - влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или ее, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.
Определение власти, как организационного процесса подразумевает, что:
§ Власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
§ между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
§ тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять имеющуюся у него власть. Власть - это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью - это возможность влиять на удовлетворение потребностей.
Делегирование - передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них. Под делегирование понимается передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Одновременно с рабочей задачей для ее выполнения должны также делегироваться необходимая компетенция и ответственность в специальной сфере (функциональная ответственность).
Начальник сохраняет за собой ответственность за руководство (управленческая ответственность), которая не может быть делегирована. Передача задачи или деятельности может осуществляться в течение длительного срока - генеральное делегирование, в этом случае руководитель поручает сотруднику самостоятельное выполнение задачи; может ограничиваться разовым поручением - разовое делегирование, сама задача в этом случае остается в функциональной деятельности руководителя.
Преимущества делегирования:
0 помогает руководителю разгрузиться и высвободить время для собственно управленческих функций;
1 способствует использованию профессиональных знаний и опыта соответствующих сотрудников;
2 стимулирует раскрытие способностей сотрудников, их самостоятельности и инициативности.
Делегируют рутинную работу, специализированную деятельность, подготовительную работу.
Не подлежат делегированию определение целей, итоговый контроль результатов, задачи высокой степени риска; актуальные срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки, задачи строго доверительного характера.
Единоначалие - принцип управления, заключающийся в единоличной ответственности за процесс принятия и реализации решений. Это принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним. Единоначалие в управлении выражается в том, что персональная ответственность за работу любого подразделения возлагается целиком на его руководителя, который наделяется для этого необходимыми правами и полномочиями. Коллегиальность руководства, которая означает коллективное обсуждение производственных вопросов, дающее возможность при принятии решения учитывать мнение широкого круга заинтересованных лиц, противопоставляется единоначалию. Важным условием единоначалия является соблюдение правила: каждый работник может быть непосредственно подчинен только одному лицу, от которого получает задание и перед которым отчитывается. Реализация принципа личной, персональной ответственности позволяет воспитывать в людях ответственность в плане организационном и социально-психологическом, что обеспечивает понимание своих задач, обязанностей, прав и способность отвечать за свои действия или бездействие, за качество работы.
Коммуникация - процесс передачи информации от источника к получателю с целью, в частности, изменить его знания, установки или явное поведение. К. обеспечивает координацию деятельности людей, как индивидуумов, так и групп, подчиняя задачи К. главному - реализации целей организации. Для эффективной коммуникации выстраивают два основных потока информации: