Влияние информации и профессионализма персонала на неопределенности
В ряде случаев организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. Решение принимается в условиях неопределенности, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда требующие учета факторы настолько новы или сложны, что о них невозможно получить достаточно информации. Неопределенность характерна и для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся ситуациях. В итоге вероятность определенной альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности.
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности:
1. Попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему с целью уменьшить ее новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов.
2. Когда не хватает времени и (или) средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.
Руководителям необходимо больше доверяться документальной информации: дипломам, патентам и свидетельствам, справочникам типа «Who is who», прайс-листам на продукцию, сертификатам и т.д. [3, с.84].
Поиск и выделение нужной информации требует соответствующих технологий, профессионализма и финансовых ресурсов, так как информация является дорогим товаром (рисунок 4).
Рисунок 4 Задачи специалиста, работающего с информацией
Информация оценивается по объему, достоверности, ценности и насыщенности. Объем управленческой информации имеет три уровня: информационную избыточность, субминимальный уровень и информационную недостаточность. Достоверность информации определяется соотношением (в процентах) реальных сведений и общего объема информации. Достоверность имеет также три уровня: абсолютный (100%), доверительный (более 80%) и негативный (менее 80%). Ценность информации проявляется в снижении уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения. Ценность информации имеет четыре уровня: нулевой, средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%), высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза), сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз). Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительную стоимость. Насыщенность информации - это соотношение профессиональной и фоновой информации. Насыщенность имеет три уровня: высокий (80 - 100%), нормативный (50 - 80%), низкий (менее 50%).
Информация, используемая руководителем для разработки управленческого решения, должна иметь следующие уровни характеристик (рисунок 5). Неопределенности, возникающие по причине профессионализма персонала, возникают в основном по следующим причинам:
ограничения на ресурсы (материальные, интеллектуальные и др.), необходимые для исполнения решения;
воздействие обстоятельств непреодолимой силы (форс - мажорных);
наличие субъективного фактора при делегировании решения или его частей большому количеству исполнителей;