Контроль
Контроль в управлении - это процесс определения качества и корректирования работы подчиненных по достижению поставленных перед ними целей по выполнению конкретных решений. По своему назначению контроль бывает предварительным, оперативным и последующим. В ходе предварительного контроля осуществляется проверка обоснованности поставленных целей и задач и наличия средств для их реализации. Предотвращая ошибочность намечаемых действий, решений и связанных с ними затрат, предварительный контроль тем самым приносит коллективу большую пользу. Назначение оперативного контроля - проверка и оценка состояния дел на том или ином участке работы, хода выполнения конкретного решения. По обнаруженным отклонениям разрабатываются мероприятия по их устранению. Последующий контроль проводится по итогам выполняемой работы или решения. Хотя этот контроль является наиболее распространенным, он в то же время наименее эффективен, т.к. по существу лишь фиксирует нарушения, а не предотвращает их.
Контроль строится на обратной связи. Если решение порождает информацию, которая идет сверху вниз, то контроль имеет дело с информацией, идущей снизу вверх. Эффективный управленческий контроль предполагает наличие такой связи, которая способна своевременно сообщать и о необходимости корректировки действий, и о том, что если не будут приняты неотложные меры, то возникнут серьезные проблемы. Хорошо налаженная система связи должна поставлять руководителю именно такие данные, без которых он не может обойтись в своей работе и которые позволяли бы ему своевременно определить, где и почему происходят отклонения от поставленных целей.
Информация об отклонениях в системе контроля - это его важнейший элемент. Однако вряд ли необходимо контролировать в равной мере все отклонения, т.к. отклонения бывают как значимые, так и незначительные.
Контроль целесообразно осуществлять по критическим точкам, т.е. там, где предопределяется успешность выполнения поставленной задачи или принятого решения. Применительно к производству в критических точках следует выявлять отклонения по натуральным показателям, нормам затрат, качеству и некоторым другим показателям.
Неотъемлемыми чертами контроля должны быть объективность, экономичность, т.е. он должен быть свободен от влияния субъективных факторов и не быть дорогостоящим. Экономическая эффективность контроля определяется соотношением:
Зк < Эк,
где Зк - затраты на контроль; Эк - экономический эффект от контроля.
Контроль выполняет и воспитательную роль. Он исходит из того, что именно от людей зависит, как будут выполнены те или иные задания, принятые решения. Контроль дисциплинирует исполнителей, повышает их ответственность за порученное дело. Но здесь есть и свои ограничения. Излишний контроль тормозит инициативу руководителей (менеджеров) нижестоящих рангов, и наоборот, бесконтрольность порождает произвол, приводит к самоуспокоенности даже хороших работников, к снижению их активности, напряженности труда и, в конечном счете, даже к утрате ими ряда своих положительных качеств. [18, с. 243 - 245]