Этапы становления, проблемы и перспективы организации производства сырокопченых колбас
Колбаса́ - пищевой продукт, вид колбасных изделий, представляющий собой фарш (как правило, мясной) в продолговатой оболочке. Может содержать один или несколько видов мяса [3].
В современном промышленном производстве известны рецептуры и технологии нескольких сотен колбас и соленых мясных изделий. Наиболее распространены вареные: колбасы, сардельки и сосиски, варено-копченые, полукопченые, сырокопченые и сыровяленые колбасы, ливерные колбасы и паштеты, студни и зельцы, кровяные колбасы, мясные хлебы [10].
Термин "колбаса", по-видимому, является производным от латинского слова "колба" (круглый). Но существуют и другие версии. Славянское слово колбаса (первоначально кълб-) известно с 12 века; оно встретилось в новгородской берестяной грамоте № 842, где колбаса фигурирует в списке посланных продуктов. Возможно, слово пришло из тюркских языков: балкарское "къолбаса", "къол"-рука, "бас"-давить, "баса" - давя, то есть заправляя рукой, турецкое külbastı означает "поджаренное на сковороде мясо". По другой версии, слово колбаса имеет славянский корень и родственно слову колобок. По третьей версии, слово "колбаса" произошло от еврейского словосочетания "коль басар" (ëì áùø), что означает "всё мясо" или "всякая плоть" [ 3].
Колбаса известна с незапамятных времён. Упоминания о ней встречаются в источниках Древней Греции, Вавилона и Древнего Китая.
Первые упоминания о продуктах напоминающих современные колбасные изделия относятся к временам Древнего Египта. Древние славяне, применяли способ хранения мяса диких животных, засолив и набив куски мяса в кишки, предварительно выдержав их над костром. Здесь мы видим основные этапы технологического процесса производства сырокопченых колбас. На протяжении веков колбаса совершенствовалась. Благодаря развитию новых технологий, в Европе появились новые сорта, которые позже распространились по всему миру.
Профессиональное развитие колбасное производство приобрело уже в Германии, в 14 веке. И до сих пор немцы считаются "законодателями моды" в мясном мире.
В России мастерские по производству колбас появились в конце 17, начале 18 веков, Петр Первый пригласил в Россию, в Санкт-Петербург первых мастеров-колбасников. Вначале в Петербурге, затем в Москве, Тамбове и других городах началось производство колбасных изделий. В начале XX века наиболее крупными предприятиями были московские заводы Миллера на Цветном бульваре и Волнухина в Кадашевском переулке. Индустриальное развитие мясная отрасль нашей страны приобрела в 30-х годах советского периода. В это время строятся крупнейшие мясокомбинаты, большинство которых, работают и по сей день [ 15].
В условиях высокого дефицита колбасных изделий в России начала 1990-х годов рынок был наводнен иностранными производителями, продукция которых значительно превосходила отечественную по цене и ассортименту. Со временем иностранные компании сократили присутствие на рынке, закрепившись только в сегментах дорогих колбас, в том числе сырокопченых , паштетов и ветчин. Стал заметен определенный рост отечественной пищевой промышленности, который коснулся и мясоперерабатывающей отрасли. Все больше российских предпринимателей обращают своё внимание на производство колбасных изделий, а в частности сырокопченых колбас.
В 2000-х годах расширился ассортиментный ряд отечественных предприятий, увеличилось число участников рынка. На данный момент крупные и средние мясоперерабатывающие предприятия выпускают до 80-100 наименований продукции. Потребительский спрос на колбасные изделия удовлетворяется практически полностью отечественными производителями: их доля рынка превышает 90%. До 10% импортируют Польша, Финляндия, Германия, Испания, Франция, Италия, Бельгии, Нидерланды, Венгрия, Литва.
Согласно данным, которые привел в интервью руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК "Хладопродукт" и "Рыбного союза" Тимур Митупов, за 2008 год цены на мясо и мясопродукты в России выросли на 23%, в то время как в странах ЕС рост составил всего 5,1%. В 2009 году российские цены продолжили расти. [2, 12].
Состояние мясоперерабатывающей промышленности определяется в первую очередь уровнем развития сырьевой базы и степенью платежеспособности населения. Для России характерен растущий спрос на продукты питания, однако потребление ограничивается низким уровнем доходов. В 2009 году производство мясных изделий сократилось с 4089 тыс. тонн до 3389 тыс. тонн. В общем объеме переработки примерно 30% мяса отечественного и импортного производства используется для изготовления колбас, около 20% идет на выпуск полуфабрикатов и консервов [ 14].