Анализ подходов основных школ
В результате выработка каменщиков возросла с 120 до 350 кирпичей в час. Ф. Гилберт первым применил фотоаппарат и. кинокамеру для исследования движения работников, что позволило, ему разработать так называемые самокарты, т.е. карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления.
Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой.
Одним из видных последователей Тейлора был известный, американский ученый Гарринггон Эмерсон (1853-1931). В 1900 г. вышла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. главный труд его жизни «Двенадцать принципов производительности».
Эмерсон уделял большое внимание подбору персонала, более того, считал необходимым и управление им, как бы предвосхищая возникновение в будущем профессии менеджера персонала: «Крайне, важно иметь хотя бы немного специалистов, обладающих интуицией, наблюдательностью, понятливостью, с одной стороны, и всем богатством физиологических, психологических и антропологических научных знаний, с другой. Только такой специалист, может дать администрации и кандидату на работу действительно компетентный совет, только он может верно сказать, годиться ли кандидат на данную работу».
Генри Форд (1863-1947), основатель американского автомобилестроения, был и одним из создателей «философии практики» в ХХ веке. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую отражение в его книге «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра». Основные его положения таковы:
- высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 ч в неделю, но не больше;
- обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.
Принципиально важно заявление Форда о том, что «индустрия должна, иметь своих генералов и, притом - генералов высококвалифицированных». Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. На предприятиях Форда было создано одно из первых ремесленных училищ.
Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности.
В целом заслуга Тейлора, Ганнта, супругов Гилберт, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:
1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение;
. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс;
. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирование функций менеджмента. [1 стр. 77]
Административная (классическая) школа менеджмента. Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля (1825-1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в.
Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга «Общее и промышленное управление» - в 1916 г.