Методика оценки результативности проекта по созданию системы управления качеством гостиничных услуг
Повышение уровня качества гостиничных услуг в рамках системы управления при помощи мер, описанных выше, приводит к увеличению конкурентоспособности как предприятия, так и его услуг.
Для принятия управленческих решений необходимо проводить анализ и оценку рынка услуг. Одной из трудностей, возникающих при организации оценок качества и конкурентоспособности услуг, а также системы управления качеством, является недостаток информации о продукции конкурентов.
Конкурентоспособность гостиничных услуг тесно взаимосвязана с конкурентоспособностью предприятия и ее следует рассматривать как характеристику, отражающую возможность приспособления гостиницы во времени к изменяющимся условиям конкуренции на рынке, степени удовлетворения потребностей и спроса потребителей в его продукции и услугах. В рамках данного исследования предлагается методика, раскрывающая эти недостатки. Кроме того, методика основана на выборе показателей качества услуг для оценки конкурентоспособности предприятий (услуг) и показывает имеющуюся связь между показателями качества услуг и их конкурентоспособностью на рынке услуг и состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Определение стратегических факторов и расчет оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия и его конкурентов.
.1 Расчет комплексного показателя конкурентоспособности организации:
I , (1)
где Кi - бальная оценка направлений деятельности организации, факторы внутренней среды (финансы, маркетинг, производство и т.д.),- их общее число.
.2 Оценка уровня конкурентоспособности гостиницы:
Кy = К o/ K k, (2)
управление качество услуга гостиница
где Кo, Kk,- соответственно комплексные показатели конкурентоспособности организации и конкурента. При Кy >1 оцениваемая организация считается конкурентоспособной.
Этап 2. Установление основных конкурентов гостиничного предприятия путем построения позиционной карты стратегических групп конкурентов.
.1. Выбор весомых характеристик для дифференциации организаций (например, средняя цена, качество, место расположения, вежливость, участие в выставках). Уровень качества обслуживания определяется экспертным путем по таким весомым характеристикам как качество питания, проживания. Далее организации классифицируют в соответствии с выбранными характеристиками в группы.
Уровень качества обслуживания является одним из наиболее важных составляющих общей конкурентоспособности гостиницы и наряду с ценой, является фактором первого порядка, влияющего на конкурентоспособность гостиницы.
Этап 3. Установление основных конкурирующих услуг гостиницы.
Этап 4. Определение занимаемой рыночной доли гостиничных предприятий.
Определение занимаемой рыночной доли даст возможность решить ряд взаимосвязанных задач: определить особенности развития конкурентной ситуации; выявить степень доминирования предприятий на рынке гостиничных услуг; установить основных гостиниц-конкурентов; выделить относительную позицию предприятия среди участников рынка услуг.
Этап 5. Определение уровня качества обслуживания при помощи шкалы оценок уровня удовлетворенности или разочарования потребителей гостиничных услуг.
Данный показатель определяется на основе метода экспертных оценок.
На основе фактических данных определяется список показателей, характеризующих уровень качества обслуживания гостиниц, где каждому показателю должна соответствовать оценка по выбранной шкале.
.1. Составление перечня показателей внутренних преимуществ гостиничного продукта, на основе фактических данных, собранных по всем гостиницам. Перечень очищается от несущественных или несопоставимых по всем гостиницам. Далее определяется список показателей, который в целях данной оценки должен быть неизменным для всех рассматриваемых гостиничных организаций (например, сервисное обслуживание, наличие собственного пляжа и близость к нему, имидж гостиницы, репутация, престижность, степень обученности кадров, качество услуг, оказываемых за дополнительную плату).