Способы разрешения конфликтов
Еще одним воплощением данного приема может служить приписывание положительных мотивов, которое заметно повышает роль благоприятного прогноза в поведении оппонента. Суть состоит в том, чтобы ухитриться истолковать намерения противника в благоприятном для себя смысле и уверенно предъявить ему такое понимание. Может быть, неожиданное восприятие его действий всего лишь удивит иного оппонента, но не исключено, что кто-то из них сам примет и поддержит такое истолкование своих поступков или высказываний.
Такой подход будет способствовать смягчению общего тона взаимоотношений благодаря предъявлению позитивной оценки личности оппонента».
«Уверенное владение средствами выхода из конфликтных ситуаций приходит постепенно. Среди факторов, способствующих ускорению этого процесса можно выделить извлечение уроков независимо от исхода завершившегося конфликта, или его очередного эпизода. Очень важно найти время на то, чтобы в одиночку или целой командой подробно проанализировать и оценить действия своей стороны: осмыслить, закрепить и усилить удачи и находки, выявить и понять ошибки, найти упущенные варианты. Каждому руководителю важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей. Условием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Она включает в себя:
· понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
· формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации;
· обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
· умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
· наличие навыков управления конфликтными явлениями;
· умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
· умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
· умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
· наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов».
«Деятельность руководителя как посредника, включает анализ ситуации и урегулирования конфликта.
Анализ конфликтной ситуации состоит в следующем:
· получение информации о конфликте;
· проверка ее достоверности;
· оценка конфликтной ситуации. Процесс урегулирования включает:
· выбор способа урегулирования конфликта;
· выбор типа медиаторства;
· реализацию выбранного способа;
· уточнение информации и принимаемых решений;
· снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов;
· анализ опыта урегулирования конфликта».
«Руководитель получает информацию о конфликте по разным каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между сотрудниками организации. Один из участников, либо оба, могут обратиться к руководителю с просьбой помочь решить проблему. Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов. Наконец, информация о необходимости разрешения конфликта между подчиненными может поступить от вышестоящего руководства. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие.