Идея корпоративного университета
В разные периоды на формы и методы обучения и развития персонала смотрели по-разному. Так в 1920-30-е годы на Западе начала образовываться новая форма профессиональной подготовки - обучение, погруженное в практику. Его носителями стали бизнес - школы (появившиеся первоначально в США). Возникновение таких образовательных институтов стало реакцией общества на ускорение темпа изменений в его практической деятельности. Особенностью новых обучающих структур стало стремление найти баланс между знаниями, закрепленными в культуре, с одной стороны, знанием-умением, созданным на основе практики той или иной профессиональной сферы деятельности, с другой, и ориентацией на решение текущих практических задач, с третьей. Основной формой обучения стали тренинги, основанные на "кейсах" - разборах решения задач в конкретных практических ситуациях. Обучение-тренинг было направлено, прежде всего, на освоение техник и приемов, опробованных в этих "кейсах".
В 70-е годы под влиянием революционной смены содержания и структуры многих профессиональных сфер деятельности произошел качественный прорыв в сфере профподготовки. Появились корпоративные университеты, которые стали не только новой формой профессионального обучения, главной особенностью которой стала полная погруженность в практику, но и зафиксировали собственное назначение - удовлетворять потребности не только (и не столько) текущей, но, прежде всего, - перспективной практики.
На сегодняшний день мир бизнеса представляет собой сложную, постоянно меняющуюся, динамичную систему. И в этих условиях только та компания, которая осознает необходимость осваивать новое и делать это быстрее конкурентов, имеет шанс на успех, на долговременное присутствие на рынке. Сегодня сложно представить успешную корпорацию, в которой принятие решений, инновационность мышления, способность учиться являются прерогативой руководства.
По словам Питера М. Сенге, автора книги "Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации", времена, когда кто-то наверху все рассчитывает, а потом все остальные выполняют приказы "великого стратега", уходят в прошлое. Именно поэтому самая успешная корпорация получит название обучающейся. [27, с.408.]
Впечатление, что корпоративные университеты - удел исключительно крупнейших западных мега-корпораций, ложно. В последнее время наблюдается повышение интереса к корпоративным университетам у небольших западных компаний. Опрос, проведенный в прошлом году журналом Corporate University Review совместно с университетами штатов Огайо и Аризона показал, что штат 34% фирм, поддерживающих собственный университет, не превышает 5 тысяч сотрудников [16].
В Россию в постперестроечный период корпоративные университеты, как элемент новой деловой культуры, были привнесены западными компаниями, пришедшими на российский рынок (Кока-Кола, Макдоналдс, Моторола). После 1998 года коренным образом изменилось отношение к обучению сотрудников в российских компаниях. Практика показывает, что до сих пор большинство отечественных компаний используют достаточно простой подход к обучению персонала: обучать сотрудников тогда, когда в этом возникает острая и сиюминутная необходимость, ожидая при этом немедленных результатов. Что касается развития корпоративного образования в России - нельзя сказать, что мы стоим на месте. Все больше руководителей начинают понимать необходимость внедрения неких общих принципов ведения бизнеса на разобщенных предприятиях.