Сущность инновационного менеджмента
Все это формирует и новый образ лидера-новатора, реализующего следующие установки:
ориентация на достижение высокого качества, высокая ответственность перед потребителем;
диверсификация производства с целью создания новых продуктов и услуг, формирования новых рыночных сегментов;
поощрение творчества и риска, создание малых творческих групп, формирование условий для коллективного принятия решений;
активное использование методов стратегического управления, персонифицированного маркетинга, участия каждого работника в обновлении и управлении производством и в присвоении прибыли и пр.;
небольшое число уровней иерархии в управлении;
международный характер деятельности;
отсутствие стремления к гигантизму (малое самостоятельное предприятие или малые автономные подразделения в рамках больших предприятий).
Характерной чертой современного производства становится наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальный потенциал, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций.
Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответить на новый технологический вызов, опередить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля со стороны государства и общества.
Преимущества в материально-вещественных условиях производства (сырье, основные фонды) сегодня перестали быть основными факторами конкурентоспособности. Продукты могут быть клонированы, технология дублирована, производство может быть осуществлено с помощью других мощностей. Основными факторами конкурентного преимущества сегодня являются: развитие навыков, приобретение нового опыта, инновационные возможности, ноу-хау, понимание и знание рынка, наличие баз данных, систем распределения информации, т. е. интеллектуальных услуг.
Согласно ведущему американскому специалисту по проблемам управления П. Друкеру, «нововведение - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг».
Предприятие любого производственного профиля значительно улучшит свое финансово-экономическое и технологическое состояние, если в рамках менеджмента инноваций в области самого менеджмента будет:
перестраивать свои организационные формы с целью их оптимизации;
управлять повышенными рисками, опираясь в своем поведении на упреждающие действия;
культивировать использование передовых информационных технологий.