Особенности организации банковского менеджмента в России
К числу основных законодательных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций в России, относятся федеральные законы «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Указанные и иные федеральные законы, имеющие отношения к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяющих требования к организации банковского менеджмента.
Второй блок нормативно-правовых актов составляют нормативные документы Банка России, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требований к кредитным организациям. Посредством указанных норм происходит регулирование предельных величин рисков, принимаемых кредитными организациями, уровень и состав резервов, обеспечивающих их устойчивость и надежность. В нормативных документах Банка России сформулированы также требования к порядку регистрации и лицензирования кредитных организаций, организации бухгалтерского учета и отчетности, осуществлению кредитных операций, безналичных расчетов и т.д.
Третий блок документов, обусловливающих содержание банковского менеджмента, составляют нормативные документы самих кредитных организаций. К ним относятся различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления отдельных операций и предоставления услуг; методики осуществления аналитических разработок, порядок осуществления внутрибанковского контроля, требования к кредитной документации и другие вопросы.
Банк России как надзорный орган в последние годы стал уделять серьезное внимание качеству управления в банках.
Нормативное закрепление этот аспект оценки финансовой устойчивости впервые получило в Указаниях ЦБ РФ от 15 января 2004 г. № 1379 «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» [4]. В этих указаниях выделено 3 блока, характеризующих качество управления банком: оценка прозрачности структуры собственности, организация системы управления рисками и организация службы внутреннего контроля. Оценка качества управления по этим направлениям осуществляется экспертным методом на основе информации, предоставляемой банками, и материалов инспекционных проверок сотрудников Банка России.
Эти же подходы к оценке качества управления подтверждены и в Указании Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» [3]. Согласно этому указанию, все банки подразделяются на пять групп.
К первой относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, т.е. банки у которых состояние активов, капитала, доходности, ликвидности, качества управления оцениваются как хорошие, а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной.
Ко второй относятся банки, у которых также не выявлены текущие трудности, но в деятельности которых выявлены недостатки, могущие в случае их неустранения привести к возникновению проблем в течение 12 месяцев.
К третьей группе относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей интересам их вкладчиков и кредиторов.
К четвертой группе относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка.
И к пятой группе относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг.
Особенностью современного этапа управления ликвидностью в России является повышение внимания со стороны Банка России к наличию и качеству системы управления ликвидностью каждым банком.
В настоящее время в соответствии с Инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И [5] применяются три показателя, регулирующих риск ликвидности: коэффициент мгновенной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент долгосрочной ликвидности.