Миссия и ценности компании как основа ее корпоративной культуры
Взаимодействие на основе доверия предполагает, что обе стороны уверены: в случае необходимости партнер исполнит свою часть обязательств. Если теряется доверие, то годы справедливых взаимоотношений с человеком, который почувствовал обиду, пропадут зря. На Toyota существует специальный орган, отвечающий за поддержание экономики доверия, - это отдел управления персоналом.
Таблица 2
Рыночные взаимодействия |
Взаимодействия доверия |
Обмен один к одному |
Справедливый обмен приносит результаты в перспективе |
Низкий риск |
Высокий риск |
Ошибки при обмене просто исправить |
Обман доверия трудно исправить |
Отношения необходимо снова оформлять после каждого обмена |
Отношения "с открытым концом" |
Условия доводятся до всех |
Условия в высокой степени индивидуальны |
Каждая из сторон извлекает максимум выгоды за счет другой стороны |
Обе стороны жертвуют чем-то ради общей цели |
Целью ставится индивидуальная выгода |
Целью ставится взаимный рост |
Валюта - деньги |
Валюта - доверие |
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - МАНДАТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Справедливость и последовательность - категории, о которых легко рассуждать, но намного труднее эффективно их соблюдать. Очень просто сказать: "Установите стандарт и последовательно требуйте его соблюдения всеми", - со всеми обращаться одинаково во всех случаях, чтобы ни у кого и никогда не было чувства, что с ним поступают несправедливо. Это практически невозможно, но это идеальная картина, к которой стремится Toyota в своих отношениях с сотрудниками.
Принципы Toyota заключаются в стремлении управлять, основываясь на ценностях, и стремиться сделать так, чтобы все члены организации следовали этим ценностям в жизни. Этот подход отличается от подходов многих других компаний, где разработаны пачки руководств с описанием детальных процедур, которые редко кто читает. Руководство члена команды на Toyota - это маленькая книжица, содержащая описание основных положений политики фирмы, например по отпускам и больничным. Поведение, которое ожидается от сотрудника ТММК, описывается кратко и просто:
Каждый член команды важен для фирмы и играет значительную роль на предприятии ТММК. ТММК верит, что сотрудники честно относятся к своей работе и будут действовать ответственно, когда ответственность на них возлагается, при наличии достаточной информации и качественном обучении. От сотрудников ожидается, что они будут участвовать в разработке и новых методов выполнения операций, будут непрерывно повышать качество выполняемых работ и производительность, а также качество выпускаемого продукта. В процессе этого члены команд учатся эффективно работать в команде, помогать друг другу.
От членов команд ожидается, что они будут приходить на работу вовремя, производить установленное количество высококачественного продукта, поддерживать порядок на своем участке, поддерживать непрерывность процессов и работать, не нарушая технику безопасности.
Мы хотим, чтобы члены команд поступали следующим образом:
• быть хорошим "гражданином ТММК" - воздерживаться от любых действий, которые могут иметь отрицательный эффект на других членов команд или на эффективную работу предприятия;
не прогуливать, не опаздывать;
соблюдать технику безопасности - всегда работать по правилам;
быть хорошим работником - обеспечивать необходимый уровень качества и производительности;
поддерживать и соблюдать процедуры, предписанные на ТММК.
На Toyota официальным стражем принципов справедливости и последовательности является отдел управления персоналом (HR). Структура отдела соответствует задачам работы как с руководством, так и с членами бригад, чтобы учитывать интересы обеих групп. Организационная структура мало отличается от таковой других крупных компаний и включает в себя следующие функции:
заработная плата и льготы (компенсация);
обучение и развитие (развитие человеческих ресурсов);
техника безопасности;
стратегическое планирование;
взаимоотношения с сотрудниками.
Уникальным для Toyota является то, что происходит в этих подразделениях. Функцией отдела взаимоотношений с сотрудниками, например, является "наведение мостов" между руководством организации и рядовыми сотрудниками. В этой группе есть должности, занимаемые специалистами, известными как представители управления персоналом. Их функцией является защита членов команд. Они должны быть в цехах, чтобы к ним мог обратиться любой работник, выслушивать их проблемы и координировать их решение.