Характеристика и особенности судостроительной отрасли
Судостроительная отрасль, которая должна закладывать основу конкурентоспособности украинских судов на мировом рынке, относится к приоритетным отраслям. Аккумулировав результаты работы предприятий различных отраслей промышленности (металлургической, машиностроительной, радиоэлектронной, электротехнической, химической и др.), судостроение способно обеспечить занятость многих тысяч граждан Украины и существенные валютные поступления.
В советское время судостроительные предприятия Украины работали в основном на военные нужды. После 1992 г. строительство кораблей практически прекратилось, и заводы начали конверсию производства с целью перехода на выпуск гражданских коммерческих судов. Отсутствие необходимого финансирования не позволило осуществить конверсию в полном объеме. В то же время украинские судовладельцы не имеют средств для заказа новых судов.
Выходом из такого положения могло бы быть строительство судов на экспорт, хотя иностранные заказчики занижали цену на 15-20% против мировой, объясняя это риском вложения средств в промышленность Украины. Однако инфляционные процессы 1993-1994 гг. полностью лишили заводы оборотных средств; из-за этой и других причин производство судов на экспорт стало убыточным. Кроме того, фактически не проводился маркетинг: его схема и методы не разрабатывались, изучением потребностей рынка никто серьезно не занимался, многие судостроители даже не подозревали, что любая сделка невозможна без участия специальных брокерских организаций.
Судостроение Украины оказалось в катастрофическом положении. Чтобы выйти из него, необходимо разобраться в ситуации и определить генеральный путь выхода отрасли на современный уровень. Такой путь должна наметить Национальная программа судостроения Украины, разработка которой завершается.
Ввиду изложенного коммерческий успех на рынке во многом зависит от тех решений, которыми руководствовались, создавая данный товар, то есть речь идет о решениях стратегического уровня.
Выбирая из всех возможных решений
стратегию дифференциации, учитывают ряд факторов. К ним относятся:
2. высокие технические характеристики судна при низких эксплуатационных затратах;
3. передовая технология создания (проектирования);
4. новые способы организации и планирования производственного процесса;
. передовая технология строительства;
. изготовление особо высококачественной продукции с использованием передовых технологий и материалов;
. строительство судов в сжатые сроки;
. кредитование на льготных условиях или в особо крупных размерах;
. обеспечение высокой надежности и ремонтопригодности судна;
. сервисное обслуживание в течение жизненного цикла судна, а также предоставление услуг, которые не обеспечиваются конкурентами;
. подготовка специалистов для обслуживания техники, другие виды инжиниринга (проекты модернизации, ремонта);
12. особо выгодные формы контракта (обеспечение правительственными гарантиями и др.).
Таким образом, стратегия дифференциации состоит в том, что производитель изготовляет разнообразные виды товаров, отличающиеся потребительскими свойствами в зависимости от условий рынка, где предполагается реализация. Особенность применения этой стратегии в судостроении заключается в больших затратах и, как следствие, большом риске в определении вида товара и его потребительских свойств. Однако практика показывает, что без этого создать конкурентоспособный товар и продвинуть его на рынке невозможно. Известно, например, что фирма, занимающаяся разработкой (проектированием) судов, выпускает в год до 100 технико-коммерческих предложений, из которых судостроительные заводы выбирают не больше, чем три-четыре разработки.
Стратегия низких затрат предусматривает обеспечение конкурентоспособности продукции благодаря удешевлению производства путем увеличения его объемов. Сегодня судостроение Украины не может воспользоваться этим принципом, ибо в связи с падением производства, возрастают затраты на единицу продукции (это послужило одной из причин срыва контрактов с иностранными заказчиками).
Стратегия узкой специализации не является альтернативной, может базироваться и на дифференциации продукции, и на низких затратах, предусматривает использование преимуществ продукции фирмы в относительно узких рыночных секторах.
Кризис судостроительной отрасли Украины совпал со сложной ситуацией, возникшей на мировом судостроительном рынке. В настоящее время происходит очередной циклический рост портфеля заказов, вызванный необходимостью срочной замены устаревших судов.
На основе всестороннего анализа ситуации в отрасли мирового судостроения, конъюнктуры мирового рынка и состояния флота украинских судовладельцев (транспортного, промыслового, военного), а также накопленного международного опыта, при разработке изменений к Национальной программе промышленного судостроения Украины были приняты главные стратегические направления, а именно:
13. сохранение производственного и кадрового потенциала отрасли;