Особенности использования стратегий промышленных лидеров в России
промышленный лидер конкурент рынок
Ключевой особенностью российской экономики является ее относительная неразвитость. Мы только стоим на пути построения рыночной, конкурентной экономики, в связи с чем, в России высок уровень монополизации. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности[3].
Все это означает, что компании-лидеры получают неоправданно большое преимущество перед своими конкурентами. Действительно, несовершенная система государственного контроля за монополистической деятельностью приводит к тому, что:
· Компании-лидеры имеют возможность установления очень высоких входных барьеров в отрасли, тем самым препятствуя появлению новых конкурентов;
· Лидеры могут проводить агрессивную политику по отношению к своим уже существующим конкурентам.
Все это дает возможность компании-лидеру избежать убытков, вызванных проблемами с антимонопольным законодательством, а также применять методы недобросовестной конкуренции.
Отсутствие нормальной конкуренции, в свою очередь, существенно снижает стимул у лидирующих фирм заниматься повышением качества продукции и услуг, проводить конкурентную ценовую политику, расширять рынок и так далее.
Между тем, степень монополизации отдельных отраслей в нашей стране довольно высока. Здесь уместно упомянуть газовую, нефтяную отрасль, металлургию, энергетику, отдельные отрасли легкой промышленности.
Описанная ситуация, несомненно, только на руку промышленным лидерам, однако она не может сказаться положительно на конечных потребителях товаров и услуг и развитии бизнеса в России. Ужесточение антимонопольного законодательства, и, главное, его надлежащее исполнение, должны избавить нас от этой проблемы и поспособствовать развитию здоровой конкуренции в нашей стране.
Применение стратегий промышленных лидеров на примере ОАО «Железногорский хлебозавод»