Достоинства и недостатки стратегий лидеров
. Возможность неправильной стратегии маркетинга, направленной на расширение доли рынка, и снижение прибыли. Некоторые элементы маркетинга, весьма эффективные при расширении доли рынка, ведут к уменьшению уровня прибыли. Высокая доля рынка ведет к увеличению прибыли в тех случаях, когда снижаются издержки компании на единицу продукции, когда она предлагает продукт исключительно высокого качества, устанавливая соответствующую надбавку к цене[1].
Таким образом, компания-лидер вынуждена очень тщательно подходить к выбору и применению стратегии, так как любая из наступательных стратегий может привести к обвинениям в монополизме, а это грозит фирме серьезными санкциями, штрафными и административными (принудительное раздробление). В некоторых случаях фирма-лидер может быть вынуждена даже прибегнуть к демаркетингу: сокращение своей доли рынка, посредством снижения уровня спроса в некоторых сегментах за счет повышения цены, сокращения предлагаемых услуг, рекламы и стимулирования спроса.
С другой стороны, выбор защитной стратегии может не принести желаемых результатов, а лишь позволит конкурентам подобраться поближе и отвоевать часть рыночной доли.
Еще одной проблемой является то, что фирма-лидер вынуждена тратить значительное количество финансовых средств на удержание и упрочнение лидерских позиций.
Наконец, любая из выбранных стратегий, в том случае, если она не принесла желаемого результата, может навлечь на компанию серьезные убытки: потраченные ресурсы не получили отдачи, а потеря даже одного процента рыночной доли приводит к значительному снижению прибылей.
Теперь рассмотрим, каковы основные особенности применения стратегий лидеров в нашей стране.