Анализ основных стратегий лидеров. Мировой опыт
Один из самых рентабельных рейсов авиакомпании Northwest Airlines -- маршрут из Миннеаполиса в Атланту. Ее конкурент, местная авиалиния, предприняла атаку, установив значительные скидки и развернув широкую рекламную кампанию. Компания Northwest ответила тем, что снизила цены на рейс Миннеаполис - Чикаго, самый выгодный для ее конкурента. Угроза потери основного источника прибыли вынудила атакующую компанию вернуть цены к прежнему уровню.
Еще одна распространенная форма контратаки - экономическая или политическая блокада конкурента. Лидер имеет возможность субсидировать снижение цен на некоторые виды продукции (обычно наиболее рентабельные для конкурентов) за счет других товаров или заявить о подготовке к производству нового продукта, чтобы потребители прекратили закупки у конкурента. Еще один шаг - лоббирование проведения исполнительной или законодательной властью невыгодных конкуренту акций.
Мобильная оборона.
Направлена на распространение своей деятельности на новые рынки с целью создания плацдарма для будущих оборонительных и наступательных действий. Путем расширения рынка организация перемещает фокус своих действий с текущего продукта к более полному пониманию глубинных запросов потребителей, затрагивающих весь спектр технологических и иных возможностей организации. В силу значительности потенциала лидера это делает малоперспективным атаки со стороны конкурентов. Расширение рынка предполагает, что компания переносит внимание с конкретного продукта на нужды, которые удовлетворяет данный класс товаров в целом, ведет научно-исследовательские работы по всей технологической цепочке. Так, компании-производители бензина начали именовать себя «энергетическими», что потребовало от них погружения «пальцев» исследователей в смежные отрасли - нефтяную, угольную, гидроэнергетику, атомную и химическую промышленность.
Сжимающаяся оборона.
Основана на «сдаче» ослабленных рыночных территорий конкурентам при одновременной концентрации ресурсов на более значительных и сильных. Позволяет экономить ресурсы, рационально использовать средства, отпущенные на маркетинговые действия[9].
Итак, мы проанализировали основные стратегии для промышленных лидеров, рассмотрели мировой опыт применения этих стратегий. Как можно заметить, существует весьма широкий набор способов воздействия на рынок и конкурентов со стороны лидера отрасли. Это позволяет ему выбирать необходимую стратегию под конкретные условия, при наличии определенных ресурсов и даже использовать комплекс стратегических мер. Теперь рассмотрим, к каким положительным и отрицательным последствиям может привести использование стратегий лидеров.