Современные конкурентные стратегии
Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, то есть избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».
Выбор маркетологами компании конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:
1. Конкурентной позицией фирмы.
Является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши.
2. Стратегической задачей.
Стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу.
3. Рыночной ситуацией.
Находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости[1].
Филипп Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:
· стратегии лидера рынка;
· стратегии претендента на лидерство;
· стратегии последователя;
· стратегии обитателя ниши (нишевика)[4].
Мы же рассмотрим только один из представленных видов стратегий - стратегии лидеров.