Современные логистические технологии
Модель электронного заказа удобна в закупочной логистике, так как предполагает привлечение клиентов к работе непосредственно в информационной системе предприятия. Пользователем такой электронной системы может быть как корпоративный клиент (промежуточный потребитель, потребитель товаров производственного назначения), так и конечный потребитель. Соответственно, в рамках данной модели выделяют два более узких вида: модель «бизнес-бизнес» и модель «бизнес-потребитель». Такое разделение характерно для всех моделей экстранета, но в модели визитной карточки указанная дифференциация потребителей не оказывает существенного влияния на принципы работы информационной системы и подробно не рассматривается. Реализация модели электронного заказа вида «бизнес-бизнес» может осуществляться путем создания любой их двух видов торговых площадок: информационной системы взаимодействия с корпоративными клиентами на уровне предприятия или независимой торговой электронной системы (электронная биржа или аукцион).
При использовании первой категории торговых площадок потребитель через информационную систему размещает заказ, фактически управляя складом готовой продукции предприятия-производителя: при недостаточности наличного запаса готовых изделий на складе товар автоматически запускается в производство. Информационная система данного вида выполняет следующие функции: поиск в прайс-листе необходимой позиции, составление бухгалтерской отчетности, анализ спроса и предложения, выбор и оптимизация путей доставки, выбор наилучшего варианта и реализация оплаты и страховки.
Вторая категория торговых площадок (электронные биржи и аукционы) помимо непосредственного исполнения функции размещения заказа оснащена инструментарием для организации торгов. Система данного вида позволяет автоматизировать процесс поиска необходимого партнера и согласования условий сделки; предусматривает возможность устраивать тендеры и аукционы, содержит удобный механизм сравнения цен.
Модель аутсорсинга предполагает передачу части функций предприятия другим предприятиям (специализирующимся в этой области) при использовании Интернета. Предприятие может отдать на аутсорсинг: производство отдельных узлов изделия, маркетинг (некоторые функции, например, исследование рынка, проведение рекламной кампании и т.д.), финансы и др. Применение аутсорсинга ведет к уменьшению размера предприятия и к сокращению постоянных расходов, что также является дополнительным источником конкурентных преимуществ и повышает эффективность деятельности предприятия.
Маркетинговая характеристика предприятия и анализ логистического управления на предприятии