Место и роль этики в системе категорий и понятий менеджмента
Схематично место этики менеджмента в системе категорий менеджмента можно изобразить так:
Рисунок 2. Схема соотношения категорий менеджмента и «этического фильтра»
(«Этический фильтр» в виде этических норм, кодексов, тестов, требований и т.п.)
Как видно из рисунка 2, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений и т.д. Этические нормы, стандарты, обязательно должны присутствовать в любом явлении и процессе менеджмента.
Сущность этики менеджмента - в благородстве действий как отдельного менеджера, так и организации в целом.
Этика менеджмента является своеобразной уникальной категорией, присутствующей во всех категориях менеджмента в качестве фильтра, не пропускающего ничего недостойного, неблагородного, невеликодушного в практику менеджмента как на уровне отдельного менеджера, так и на уровне организации в целом.
Организация создается, существует и функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов своей внутренней среды - ее целей, структуры, функций, технологии и персонала.
Каждый из элементов внутренней среды при своем формировании, разработке должен пройти «тест на этичность» (рис.3).
Таким образом, множество субъектов оказывает влияние на организацию, и она взаимодействует с ними - в разных видах, в разных формах и с разной интенсивностью. Все виды, формы этого взаимодействия, вся деятельность организации, начиная с момента формирования и вплоть до конечной точки ее жизненного цикла, должны быть оценены с позиции социальной ответственности, основным содержанием которого является этичность.
При этом фирма обязана точно и неукоснительно соблюдать все законы и следовать всем юридическим нормам как внутри своей страны, так и в других странах, имеющих свое законодательство. Юридические нормативы регулируют самые разнообразные аспекты деятельности: наем на работу, экологические требования к продукции, условия ведения торговой и производственной деятельности в других странах и т.п. Корпус менеджеров несет при этом ответственность за нарушение юридических норм в первую очередь.
Рисунок 3. Схема расположения «этического фильтра» при взаимодействии организации с внешней средой
Начиная с 50-х годов ХХ века появляется и завоевывает признание новое понятие, выражаемое термином «социальная ответственность», основным содержанием которого является этичность.
Затраты на деятельность, носящую социальный характер, обоснованы для организации тем, что решения, принимаемые корпусом менеджеров, будут боде объективными и, следовательно, дающими возможность самым экономным и кратчайшим по времени путем прийти к достижению целей организации, даже тех целей, которые выражаются экономическими или финансовыми показателями.
Смысл и сущность социальной ответственности состоит прежде всего в этике, т.е. в признании деления действий, поведения людей на этичные и неэтичные. Этика менеджмента, определяющая поведение организации в целом и отдельных менеджеров, - как по отношению к внешней среде организации, так и в отношении к ее внутренней среде, - является ядром социальной ответственности организации и ее менеджеров.