• Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Skip to content

Социальная сфера предприятий

Организация представляет собой единство в многообразии, поэтому ее можно определить как упорядоченность множества процессов между множеством элементов во времени и пространстве, благодаря чему осуществляется их воспроизводство и может иметь место эффект системного процесса.

Социальная организация является частным случаем, одним из видов организации, она представляет собой упорядоченность человеческой деятельности. В связи с этим под социальной организацией мы будем понимать упорядоченность совместной деятельности и отношений множества индивидов. При такой трактовке она представляет собой не вещь, не объект, а свойство процесса.

Социальные системы представляют собой, открытые системы определенного вида, системы деятельности. Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Современная концепция управления выдвигает в качестве приоритетов: сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию. В центре стратегической концепции управления персоналом находится человек как наивысшая ценность для организации. Такой сложный организм, каким является персонал современной организации, не может рассматриваться с позиций содержания только его формальной структуры и разложения ее на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим статику персонала, превалирующее значение имеет поведенческий подход, рассматривающий конкретную личность, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и достижению поставленных целей. Причинами, побуждающими людей объединиться в организации и взаимодействовать в их формальных рамках, являются физические и биологические ограничения, свойственные каждой отдельной личности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Объединяя свои усилия, каждый сотрудник дополняет друг друга и влияет тем самым на поведение организации в целом с целью повышения ее эффективности.

Одной из характерных особенностей советских предприятий была утяжеленная их структура, включающая подразделения по обслуживанию работников и членов их семей: ведомственное жилье, детские ясли и сады, дома быта, санатории, пионерлагеря и т.д.; ведомственная социальная сфера. Специфика размещения производительных сил - градообразующие предприятия, закрытые административные территориальные образования ВПК, требовала в целях привлечения кадров и создания нормальных условий работы и жизни формирования вокруг предприятия населенных пунктов с соответствующей системой жилищно-коммунальных и бытовых услуг. Стараясь закрепить кадры на предприятиях с вредными условиями труда или недостаточно высоким уровнем оплаты, руководители промышленных объединений стремились создавать дополнительные стимулы для персонала в виде социальных благ [16, с. 67].

Государство, будучи непосредственным участником производства - как собственник, работодатель, перекладывало на предприятия решение несвойственных им вопросов развития социальной сферы. Экономические - производственные и социальные - распределительные функции предприятий тесно переплетались. Независимо от реальных возможностей они стремились создать собственный автономный комплекс социальных подразделений. Уровень развития последних зависел от «пробивных» и организационных способностей руководителей.

Социальные объекты предприятий вбирали в себя все «прелести» советской экономики - затратный характер производства, низкая производительность и достаточно невысокое, за редким исключением, качество услуг. Поэтому вполне естественно, что начавшиеся рыночные реформы поставили вопрос о дальнейшей судьбе социальной сферы предприятий.

В течение всего советского периода объем и структура производственных капитальных вложений предопределяли масштабы и направленность затрат на создание и расширение объектов непроизводственной сферы. Результатом такой политики стало появление тысяч так называемых социалистических городков, жизнеобеспечение которых во многом зависело от финансово-экономического положения индустриальных гигантов, сооружению которых прочно отдавалось предпочтение при централизованном распределении инвестиций. Формирующаяся по «остаточному» принципу непроизводственная инфраструктура таких населенных пунктов, прежде всего транспортное и энергообслуживание, оказалась функцией от инфраструктуры производственной, фактически даже ее периферийной частью.

Перейти на страницу: 1 2 3

Главное меню

  • Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Управление организацией
  • Проблемы координации в организации

Интересное

Ответственность и этика в менеджменте
Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления.
Перспективы развития PR-менеджмента
Связи с общественностью - многоканальная коммуникационная система. PR-инструмент управления общественным мнением.
Управление конфликтами
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
www.openmanager.ru. 2025. Все права защищены.