Сущность и содержание этики менеджмента
Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является на рубеже XX и XXI вв. менеджмент.
Проблема этики менеджмента - глобальная проблема. Для российского общества она очень остра, так как в современном российском обществе многие прежние духовные ценности, идеалы, цели, нормы поведения изменились, а некоторые из них просто потерпели крушение. Новые идеалы и ценностные ориентиры, хотя и появились, но не укрепились, не признаны некоторой частью общества. Поэтому повышение уровня этичности менеджмента есть необходимость.
Этика менеджмента рассматривается под углом зрения трех наук:
Рисунок 1
Менеджеры представляют собой социальную группу. Социальная группа в обществе - это люди, имеющие общий социальный статус и выполняющие социально обусловленную функцию. Под социальным статусом понимается совокупность прав, обязанностей, ответственности, привилегий, власти, влияния, которыми наделены менеджеры, независимо от того в какой организации они работают, к какому уровню менеджмента они относятся - низовому, среднему или высшему, и в какой стране они живут.
Социальная группа «менеджеры» распадается на две подгруппы:
1. Менеджеры частных организаций;
2. Менеджеры государственной (муниципальной) службы.
Термин, обозначающий состав второй подгруппы, непривычен. Но он вошел уже в научный и практический оборот. С начала 80-х годов в развитых индустриальных странах начался процесс менеджеризации государственной службы. Методы работы, терминологический аппарат, система ценностей, стиль мышления и прочие элементы экономического менеджмента стали все активнее проникать в государственное управление. С начала 90-х годов процесс менеджеризации стал присущ и государственной службе РФ.
Социальная группа «менеджеры» глобальна по масштабам, она влиятельна в экономическом, политическом и даже в культурном отношении. Занятие менеджментом престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Технические средства, оборудование, используемое в менеджменте, основываются на новейших наукоемких технологиях.
Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.
Причины этого:
1. Поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны, служат дурным примером в большей степени, чем подобные же действия рядового сотрудника;
2. Своими этичными (или неэтичными) действиями менеджер формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей;
. Этичное (или неэтичное) поведение менеджера влияет на уровень этичности в обществе - в большей степени и быстрее, чем такое же поведение рядового члена общества.
Включение системы мер по повышению уровня этичности менеджеров частных и государственных организаций в общую систему менеджмента будет способствовать общественному прогрессу.
Этика менеджмента имеет ряд особенностей:
. В рамках любого вида специализированного труда существуют свои «этики» управления. Общая управленческая этика имеет отношение ко всем видам менеджмента;
. Формирование этики менеджмента более позднее по сравнению с другими профессиональными этиками: его можно отнести к середине ХХ века;
. В отличие от прочих профессиональных этик, этика менеджмента быстро приобретает черты формализованности: большое количество крупных фирм обучает своих менеджеров моральным приемам работы с подчиненными, клиентами. Обучение происходит по определенным программам в различных учебных заведениях, наряду с такими поддающимися формализации дисциплинами, как статистические методы, маркетинговые методы исследования и т.п. Новый, более высокий уровень осведомленности общественности требует от фирм разработки этических кодексов, которые становятся обязательной составной частью системы управления во многих корпорациях, особенно в развитых индустриальных странах.
В настоящее время больше этических нарушений возникает при найме на работу, в отношениях менеджеров с рядовыми сотрудниками фирм, в области загрязнения окружающей среды, допускаемого некоторыми корпорациями, в сфере рекламы, которая может не соответствовать реальности, в практике международного бизнеса, и т.п.