• Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Skip to content

Сущность и назначение функции контроля

Контроль как функция управления.

Являясь связующей и многоликой функцией в процессе производства и управления, контроль имеет множество целей. Основными целями контроля в организации являются следующие.

. Обеспечение планового осуществления производственного процесса. Достижение данной цели связано в основном с двумя видами контроля: экспедиторскими, диспетчерским.

Экспедиторский контроль направлен на:

а) своевременность обеспечения производства материалами, деталями, узлами;

б) поддержание достаточного, но не чрезмерного уровня запасов материальных ресурсов;

в) поддержание достаточного, но не чрезмерного уровня запасов готовых изделий и такого движения незавершенного производства, которое позволяет отгрузить продукт потребителям в срок;

г) выполнение календарных программ, обеспечивая обязательства по отгрузкам.

Диспетчерский контроль связан в основном с потоком информации об осуществлении процесса производства продукции. Он направлен на:

а) контроль выдачи производственным подразделениям скоординированных календарных планов выпуска продукции;

б) поддержание гибкости в производственном процессе;

в) контроль процесса выполнения календарных планов, обоснование необходимых регулирующих воздействий в процессе производства.

. Обеспечение стандартов качества выпускаемой продукции.

Контроль качества продукции проявляется в различных формах и вызывает к себе различное отношение. Наиболее распространенные виды контроля направлены на следующие объекты:

а) контроль качества поступающего сырья, материалов, деталей. Он называется йодным контролем;

б) контроль соблюдения стандартов (технологических норм, нормативов) в процессе выполнения производственным персоналом технологических операций. Это - производственный контроль;

в) контроль качества готовой продукции в конце производственного процесса. Он имеет название финишный (окончательный) контроль;

г) контроль технико-химических и структурных качеств готовой продукции - выборочный контроль;

д) контроль качества конструкторской и технологической документации - нормоконтроль.

Эти две цели контроля являются в одно и то же время элементами процесса производства и процесса управления.

Обеспечение эффективности деятельности организации. Данная цель соответствует одному из важнейших видов контроля - маркетинговому контролю.

Обеспечение финансовой конкурентоспособности организации. На достижение данной цели направлен финансовый контроль, который включает в себя:

контроль доходности (рентабельности);

контроль финансовой устойчивости;

контроль кредитоспособности;

контроль использования капитала;

контроль уровня самофинансирования;

контроль валютной самоокупаемости.

Обеспечение гарантии надлежащего исполнения управленческого решения. Эта цель направлена на повышение уровня эффективности осуществления решения руководителя. Отсутствие этого контроля довольно часто приводит к тому, что многие решения не достигают цели или вообще не выполняются. Управленческий контроль часто служит для ограничения власти, которая может быть использована менеджерами при выполнении решения.

Установление обратной связи в процессе коммуникаций. Часто эту цель объединяют с реализацией управленческих решений. Однако обратная связь существует не только для обслуживания процесса принятия решений. Обратная связь, создаваемая с помощью функции контроля, создает условия, при которых люди, разговаривающие между собой, понимают друг друга. Обратную связь обеспечивает коммуникационный контроль.

Этим перечнем, естественно, не исчерпываются цели функции контроля. Деятельность контроля распространяется и на другие объекты. Например, «защитить активы организации от воровства, брака, неправильного использования». Контрольная функция осуществляется через инвентаризацию, аудиторские проверки, установление материальной ответственности. Выражая цели контроля в конкретных организационных формах, руководство фирмы создает четкую базу отсчета для последующих решений деятельности организации. Выполнение контрольных функций, пронизывая все сферы деятельности, позволяет определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.

Контроль как вид управленческой деятельности.

Контроль как управленческая деятельность сводится к сопоставлению менеджером двух результатов - результата, установленного планами работы организации и фактически полученного результата. Контрольная деятельность всегда направлена на выше рассмотренные объекты управления. Как нам известно, вид деятельности представляет собой конкретную задачу управления. Каждая задача контроля имеет свое назначение и интегрируется с другими задачами в системе управления. Если этого не было, то среди работников аппарата управления невозможно было бы провести эффективное разделение труда. А это приводит к дублированию работ и появлению так называемых «ничейных» задач.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Главное меню

  • Главная
  • Профессиональный менеджмент
  • Управление предприятием
  • Функция контроля в менеджменте
  • Стратегии промышленных лидеров
  • Управление организацией
  • Проблемы координации в организации

Интересное

Ответственность и этика в менеджменте
Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления.
Перспективы развития PR-менеджмента
Связи с общественностью - многоканальная коммуникационная система. PR-инструмент управления общественным мнением.
Управление конфликтами
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
www.openmanager.ru. 2025. Все права защищены.